"Если подчиненные — дураки, талантливый менеджер им не нужен"
По западной традиции, перед тем как выслушать научный доклад, требуется сказать об авторе этого доклада несколько слов. 4 апреля эту непростую, но приятную миссию взял на себя Ф.Т. Алескеров. Приятную, потому, что в этом году ему довелось представлять важного гостя конференции — профессора Эрика Маскина.
По западной традиции, перед тем как выслушать научный доклад, требуется сказать об авторе этого доклада несколько слов. 4 апреля эту непростую, но приятную миссию взял на себя Ф.Т. Алескеров. Приятную, потому, что в этом году ему довелось представлять важного гостя конференции — профессора Эрика Маскина. Впрочем, начал он не с Маскина, а с Института перспективных исследований Принстонского университета, в котором в свободное от международных конференций время профессорствует почетный докладчик. Цель создания Института перспективных исследований когда-то состояла в том, чтобы дать возможность выдающимся ученым заниматься чистой наукой. Сегодня у руля факультета экономики этого знаменитого исследовательского института стоит профессор Эрик Маскин. А в 1933 году никто не удивлялся, что одним из первых штатных сотрудников нового подразделения Принстона стал Альберт Эйнштейн. "И какое же отношение притча об Эйнштейне имеет к Эрику Маскину? Самое прямое", — не смутился Ф. Т. Алескеров: "Экономика в отличие от физики лишь недавно встала на путь точных наук. И профессор Маскин много сделал для превращения экономики в такую же науку, как физика". "Может, Маскину помогает то, что он живет в доме, когда-то принадлежавшем Эйнштейну?", — с хитрецой добавил он. Дома и стены помогают — вполне вероятно. Хотя, судя по докладу "Глобализация и неравенство", Эрику Маскину в его работе помогают и стены Вышки тоже: аудитория следила за тем, как Маскин разворачивает теоретическую модель глобального рынка труда (собственного изобретения, хоть и в соавторстве с Майклом Крамером, просим заметить), затаив дыхание. В первую очередь, докладчик заострил внимание на том, что надежды, возлагаемые на международную торговлю и глобальное производство в отношении сглаживания социального неравенства и бедности не оправдались. Причем речь идет не просто об обманутых ожиданиях низкоквалифицированных рабочих из развивающихся стран, а о полном фиаско экономической теории сравнительных преимуществ (к слову, введенной еще Д. Риккардо и "работавшей" на протяжении двух столетий).
Теория сравнительных преимуществ исходит из того, что до глобализации производственные рынки функционировали в разных национальных экономиках неодинаково эффективно. Во многом потому, что национальные экономики дифференцированы по качеству рабочей силы. В результате одни товары производились с большими издержками, а другие — с меньшими. Что делало бы мечты о доходном равенстве работников разных отраслей экономики утопией, а участь работников низкоквалифицированного труда — трагичной. В соответствии с теорией сравнительных преимуществ при таких симптомах имеет смысл "открыть двери" национальных экономик. Возможность экспортировать товары, произведенные с большими для данных национальных экономик издержками, и импортировать те товары, производство которых в условиях данной экономики выгодно, — дорогого стоит, ведь это обещает реструктуризацию спроса на труд и выравнивание заработков. Разрыв по доходам сократится, и впереди останется лишь нескончаемое торжество идеологов глобализации как средства борьбы с неравенством по доходу.
Ан нет!, — история взяла свое. Вместо того чтобы наблюдать успехи низкоквалифицированных рабочих на бескрайних кукурузных полях развивающихся стран, моралистам глобализации остается лишь мириться с неравенством и бедностью в этих странах, советовать местным низкоквалифицированным работникам получить высшее образование и размышлять над причинами провала авторитетной теории сравнительных преимуществ в объяснении последствий развития международной торговли и производства в XX в.
Эрик Маскин и Майкл Крамер предлагают альтернативную теорию соотношения глобализации и неравенства.
Знакомое россиянам "собрано в Корее" на японских телевизорах — яркий пример того, как растягиваются по миру производственные цепочки. Представляя данную теорию в своем докладе на конференции, Эрик Маскин предложил сконцентрироваться на проблеме эффективности совместного труда в этих цепочках работников с разной квалификацией. Производство — это комплексный процесс, требующий решения различных управленческих и инструментальных задач. Каждая из них посильна для работников определенного уровня квалификации, а последний, как мы помним, варьируется по странам. При этом чем выше квалификация подчиненных, тем более опытный менеджер нужен в производственную команду. И наоборот, чем ниже уровень квалификации подчиненных, тем более сложно мотивировать высококвалифицированных управленцев к сотрудничеству с ними. "Если подчиненные — дураки, это напрасная трата талантов менеджера". Японские производители телевизионных запчастей, желающие осуществить их сборку в Корее, предъявляют спрос на работников как можно более высокой квалификации. Только они в связке с опытным японским менеджером смогут обеспечить требуемую производительность труда и только у них увеличится реальный доход. Остальные корейские работники в это время так и останутся на периферии — один на один с новыми представлениями о "должной", а значит желаемой заработной плате. Появятся безработица, бедность, а на фоне улучшения материального положения востребованных работников — и еще более явное неравенство по доходам. В общем, все то, на что с удивлением взирают глобалисты в бедных странах.
Легкомысленно проигнорировав риски неудачного международного "international matching", теория сравнительных преимуществ, на которую они опирались, не выдержала испытаний эмпирикой. Ни интернализация производства, ни развитие международной торговли пока что не стали панацеей от неравенства по доходам и бедности. И чем горевать по этому поводу, может, имеет смысл задуматься о повышении среднего уровня квалификации работников в развивающихся странах? За чей счет низкоквалифицированные работники в развивающихся странах смогут получить образование? Ведь, по словам нашего почетного докладчика, образовательные услуги им не по карману. Надеяться на потенциальных работодателей? Тщетно: инвестиции в квалификацию работников означают рост издержек на оплату труда в будущем. Остаются "third parties" — государство, международные финансовые фонды и т.д. и т.п. Лишь их усилиями бедные страны смогут ощутить преимущества глобализации.
В заключение своего доклада Эрик Максин скромно подчеркнул, что его размышления носят чисто теоретический характер и пока что не были апробированы на реальных данных. Как и положено председателю секции, Ф.Т. Алескеров быстро среагировал на это замечание, с улыбкой кивая на предложенные собравшимся препринты: "Я горжусь тем, что эта новая теория впервые публикуется именно в ГУ-ВШЭ". Аудитория поддержала его бурными аплодисментами.
Мистер Маскин, опишите, пожалуйста, Ваши впечатления от конференции? Что-то заинтересовало Вас, удивило, показалось необычным?
Самым удивительным для меня стало присутствие на конференции такого числа ваших министров. Я не привык участвовать в научных конференциях, на которых присутствует столько высокопоставленных политиков. Что еще поразило меня сегодня, так это высокий профессиональный уровень участников, выступающих. В последний раз я был на научной конференции в России лет 15 назад. И прогресс совершенно удивительный. Люди здесь сегодня ориентируются в международной литературе так же, как и западные специалисты, и не просто в литературе, а вообще в том, что творится в мировой науке. Раньше этого не было. Десять лет назад российские ученые не знали, что происходит. Очень резкий контраст.
На Ваш взгляд, конференции, подобные этой, способствуют решению проблем экономической модернизации и социального развития?
Да, думаю, способствуют. Я считаю, академические идеи только ждут времени, когда их применят на практике. Научные идеи всегда ценны для социальных преобразований.
Собираетесь ли Вы посетить нашу следующую конференцию? Уверена, она состоится в будущем году.
Уверен, что девятая конференция будет интересной и, если меня пригласят, я с большим удовольствием приеду.
Ссылки: