• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Л. М. Гохберг, С. А. Заиченко, Г. А. Китова, Т. Е. Кузнецова Научная политика: глобальный контекст и российская практика. М.: НИУ ВШЭ, 2011

Научная политика: глобальный контекст и российская практика / Л. М. Гохберг, С. А. Заиченко, Г. А. Китова, Т. Е. Кузнецова ; Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 308, [4] с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0791-9 (в пер.).

Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта» и адаптации к условиям России. Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики. Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.

Содержание

Введение

Глава 1. Государство и наука: мировая практика и тенденции  взаимодействия

1.1. Глобальный контекст и условия взаимодействия

1.2. Цель и ракурс анализа

1.3. Мейнстрим: научная политика развитых стран

1.4. Инициативы новых индустриальных стран

  • Мотивация и условия реализации. 
  • Лучшие практики

1.5. Стратегия «догоняющего» развития: уроки для России

Глава 2. Стимулирование развития науки и инноваций за рубежом

2.1. Стратегии и ключевые направления

2.2. Основные мероприятия и нструменты.

  • Выбор приоритетных направлений
  • Институциональные преобразования
  • Рост государственных расходов на ИР
  • Реформы системы управления государственным  сектором науки
  • Развитие кооперации между государственным сектором  науки, университетами и промышленностью
  • Оценивание качества и результативности научных  исследований
  • Прямая государственная поддержка инновационной  активности компаний
  • Налоговое стимулирование научно-технической  и инновационной деятельности
  • Оптимизация механизмов финансирования  инновационной деятельности на ранних стадиях
  • Политика в отношении малых инновационных фирм
  • Государственно-частное партнерство
  • Политика развития региональных инновационных  кластеров Глобальная интеграция НИС

Глава 3. Наука и научная политика России в 1990–2007 гг.

3.1. Показатели и новации 1990-х гг.

3.2. Тенденции 2000–2007 гг.

3.3. Перспективная модель научной политики:  докризисная конструкция

3.4. Факторы формирования и итоги докризисной  научной политики

Глава 4. Научная политика в восприятии ученых

4.1. Контекст анализа

4.2. Оценки эффективности и перспектив научной политики 

  • Ситуация в науке
  • Основные проблемы развития науки
  • Мобильность научных кадров
  • Направления научной политики
  • Эффективность мероприятий научной политики
  • Возможности и перспективы научной деятельности
  • Уровень информированности ученых в области научной политики

Глава 5. Новые контуры государственных инициатив

5.1. Вектор совершенствования научной политики:  до и после кризиса

5.2. Центры превосходства

  • Мировая практика
  • Перспективы для России

5.3. Оценивание деятельности научных организаций

5.4. Реформа государственного сектора науки: новые акценты

  • Создание автономных учреждений
  • Интеграция науки, образования и бизнеса

 5.5. Стимулирование инновационной активности  предприятий

Заключение

Приложения

Приложение 1. Оценивание научных организаций: опыт Германии

Субъекты, цели и формы оценивания

Критерии оценивания

Опыт оценивания при реструктуризации Научного общества им. Г.В. Лейбница

Приложение 2. Российский опыт формирования центров  превосходства в сфере науки

Условия создания

Государственные научные центры

Федеральные центры науки и высоких технологий

Национальные исследовательские центры

Перспективы развития системообразующих институтов российской науки

Приложение 3. Анкета обследования (фрагмент): раздел «Состояние науки и государственная научно-техническая политика

Библиография

 

Вам также может быть интересно:

«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»

28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.

Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций

В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.

Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу

Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.

Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие

«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.

В России разработана программа для диагностики дислексии

Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.

Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы

Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи.  Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.

Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»

Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.

Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами

Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).

Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего

Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».

Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития

Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.