Л. М. Гохберг, С. А. Заиченко, Г. А. Китова, Т. Е. Кузнецова Научная политика: глобальный контекст и российская практика. М.: НИУ ВШЭ, 2011
Научная политика: глобальный контекст и российская практика / Л. М. Гохберг, С. А. Заиченко, Г. А. Китова, Т. Е. Кузнецова ; Высшая школа экономики. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2011. — 308, [4] с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-0791-9 (в пер.).
Монография посвящена анализу, обобщению и критическому осмыслению практики формирования и реализации политики России в сфере науки до начала мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. Исследование проводилось с учетом актуальных примеров взаимодействия государства и науки за рубежом, что позволило оценить целесообразность их «экспорта» и адаптации к условиям России. Монография подготовлена по итогам работ, выполненных Институтом статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики» в рамках Программы фундаментальных исследований Высшей школы экономики. Для представителей законодательной и исполнительной власти, научного и бизнес-сообществ, преподавателей, студентов и аспирантов вузов социально-экономического и гуманитарного профиля, а также российских и зарубежных исследователей.
Содержание
Введение
Глава 1. Государство и наука: мировая практика и тенденции взаимодействия
1.1. Глобальный контекст и условия взаимодействия
1.2. Цель и ракурс анализа
1.3. Мейнстрим: научная политика развитых стран
1.4. Инициативы новых индустриальных стран
- Мотивация и условия реализации.
- Лучшие практики
1.5. Стратегия «догоняющего» развития: уроки для России
Глава 2. Стимулирование развития науки и инноваций за рубежом
2.1. Стратегии и ключевые направления
2.2. Основные мероприятия и нструменты.
- Выбор приоритетных направлений
- Институциональные преобразования
- Рост государственных расходов на ИР
- Реформы системы управления государственным сектором науки
- Развитие кооперации между государственным сектором науки, университетами и промышленностью
- Оценивание качества и результативности научных исследований
- Прямая государственная поддержка инновационной активности компаний
- Налоговое стимулирование научно-технической и инновационной деятельности
- Оптимизация механизмов финансирования инновационной деятельности на ранних стадиях
- Политика в отношении малых инновационных фирм
- Государственно-частное партнерство
- Политика развития региональных инновационных кластеров Глобальная интеграция НИС
Глава 3. Наука и научная политика России в 1990–2007 гг.
3.1. Показатели и новации 1990-х гг.
3.2. Тенденции 2000–2007 гг.
3.3. Перспективная модель научной политики: докризисная конструкция
3.4. Факторы формирования и итоги докризисной научной политики
Глава 4. Научная политика в восприятии ученых
4.1. Контекст анализа
4.2. Оценки эффективности и перспектив научной политики
- Ситуация в науке
- Основные проблемы развития науки
- Мобильность научных кадров
- Направления научной политики
- Эффективность мероприятий научной политики
- Возможности и перспективы научной деятельности
- Уровень информированности ученых в области научной политики
Глава 5. Новые контуры государственных инициатив
5.1. Вектор совершенствования научной политики: до и после кризиса
5.2. Центры превосходства
- Мировая практика
- Перспективы для России
5.3. Оценивание деятельности научных организаций
5.4. Реформа государственного сектора науки: новые акценты
- Создание автономных учреждений
- Интеграция науки, образования и бизнеса
5.5. Стимулирование инновационной активности предприятий
Заключение
Приложения
Приложение 1. Оценивание научных организаций: опыт Германии
Субъекты, цели и формы оценивания
Критерии оценивания
Опыт оценивания при реструктуризации Научного общества им. Г.В. Лейбница
Приложение 2. Российский опыт формирования центров превосходства в сфере науки
Условия создания
Государственные научные центры
Федеральные центры науки и высоких технологий
Национальные исследовательские центры
Перспективы развития системообразующих институтов российской науки
Приложение 3. Анкета обследования (фрагмент): раздел «Состояние науки и государственная научно-техническая политика
Библиография
Вам также может быть интересно:
«Наука интернациональна и направлена на благо всего человечества»
28–30 октября в Высшей школе экономики прошла осенняя школа “Advances in Decision Analysis”, организованная Международным центром анализа и выбора решений НИУ ВШЭ. Среди ее докладчиков — крупные российские и зарубежные исследователи, в том числе сотрудник центра, нобелевский лауреат по экономике Эрик Маскин. Профессор Фуад Алескеров, руководитель центра, а также департамента математики факультета экономических наук НИУ ВШЭ, рассказал об особенностях школы.
Исследователи Центра языка и мозга НИУ ВШЭ представили новые цифровые инструменты для оценки когнитивных функций
В Центре языка и мозга НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, входящем в Институт психологии здоровья, прошел объединенный научный семинар стратегического проекта «Устойчивый мозг». Исследователи представили цифровые инструменты для оценки и коррекции речевых и когнитивных расстройств, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта.
Ученые Вышки предложили диагностировать тревогу и депрессию по пульсу
Группа ученых из НИУ ВШЭ научилась диагностировать тревогу и депрессию по пульсу. Оказалось, что при умственной нагрузке сердечный ритм у людей со склонностью к ментальным расстройствам отличается от ритма здоровых людей, особенно при выполнении задач повышенной сложности. Изменения можно отследить даже с помощью пульсоксиметра или умных часов. Результаты исследования опубликованы в журнале Frontiers in Psychiatry.
Проект «Зеркальные лаборатории» НИУ ВШЭ отмечает пятилетие
«Зеркальные лаборатории» — одна из флагманских программ Высшей школы экономики, направленная на развитие внутрироссийских научных партнерств. За время реализации проекта было инициировано 41 научное исследование в партнерстве с 30 региональными вузами и научными организациями. К пятилетию «Зеркальных лабораторий» приурочена серия круглых столов, которые пройдут в ВШЭ 24–25 апреля.
В России разработана программа для диагностики дислексии
Ученые НИУ ВШЭ создали инструмент, который оценивает наличие и степень дислексии у школьников, учитывая их пол, возраст, класс школы и данные видеоокулографии. В 2024 году планируется внедрение программы в клиническую практику. Исследования проводились специалистами в области машинного обучения и нейролингвистами в Центре искусственного интеллекта НИУ ВШЭ.
Нейролингвисты Вышки выиграли премию для молодых ученых Москвы
Исследовательницы из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Буйволова и Ольга Солоухина стали лауреатами премии правительства Москвы для молодых ученых. Премия была присуждена за разработку тестов для диагностики речевых нарушений и терапевтической методики восстановления речи. Премия вручается правительством Москвы уже 10 лет за выдающиеся фундаментальные и прикладные научные исследования в области естественных, технических и гуманитарных наук.
Вышка создала консорциум «Трансфер нейрокогнитивных технологий»
Высшая школа экономики, Национальный медико-хирургический центр имени Н.И. Пирогова и Центр патологии речи и нейрореабилитации Департамента здравоохранения города Москвы подписали соглашение о сотрудничестве и создании нейроконсорциума. Он призван стимулировать разработку и внедрение передовых решений в области нейротехнологий, направленных на сохранение и улучшение здоровья людей. Соглашение подписано на 5 лет, а сам консорциум открыт для новых участников.
Вышка расширяет академическое сотрудничество с индийскими вузами
Высшая школа экономики будет развивать академическое сотрудничество с индийскими вузами. Об этом делегация Вышки во главе с директором НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург Анной Тышецкой договорилась с целым рядом ведущих вузов Индии: Делийским университетом, а также с Индийским институтом технологий в Дели (IIT Delhi) и Национальным открытым университетом Индиры Ганди (IGNOU).
Российские исследователи назвали технологические мегатренды будущего
Наука и технологии — основные драйверы современного мирового развития. Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ Александр Соколов, Сергей Шашнов и Артем Шашков проанализировали наиболее актуальные форсайт-проекты крупных стран и аналитических центров, посвященные различным аспектам научно-технологического развития в средне- и долгосрочной перспективе. Исследование было выполнено в рамках стратегического проекта «Национальный центр научно-технологического и социально-экономического прогнозирования» программы «Приоритет-2030».
Центры трансфера технологий при вузах будут интегрироваться с бизнесом и институтами развития
Высшая школа экономики развивает Центр трансфера технологий — в 2023 году эта программа университета была поддержана Минобрнауки. В конце августа представители Вышки приняли участие в Форуме трансфера технологий, который состоялся в Екатеринбурге в рамках X Международного форума технологического развития «ТЕХНОПРОМ-2023». На нем представители вузов, реализующих программу ЦТТ, обсудили перспективы интеграции с бизнес-заказчиками и институтами развития.