Эксперты Института образования ВШЭ подвели итоги учебного года
На традиционном семинаре Инобра обсудили ключевые события, которые произошли в российском образовании в завершившемся учебном году.
Итоговый семинар был традиционно посвящен памяти Анатолия Пинского — одного из самых ярких образовательных политиков рубежа XX-XXI веков, скончавшегося в 2006 году. В начале июня организаторы семинара предложили экспертам назвать ключевые события, случившиеся в сфере образования в завершившемся учебном году. Темы докладов определились по результатам интернет-опроса.
«Белые книги»
Самым важным событием эксперты назвали выход «белых книг» — серии монографий о ситуации в российском образовании и его перспективах. В них подведены итоги работы группы экспертов Института образования НИУ ВШЭ и Центра стратегических разработок. Шесть книг посвящены уровням образования, еще две — роли образования в социально-экономическом развитии (введение в серию) и цифровизации.
В основе «белых книг» — данные, собранные при подготовке доклада «12 решений для нового образования».
Это данные о динамике развития образования в России почти за 30 постсоветских лет, и мы решили ими поделиться
Авторы «белых книг» руководствовались максимой Спинозы: «не плакать, не смеяться, но понимать». В советской традиции педагогика считалась наукой о должном, а не о сущем: описывалась желаемая модель школы, и ученые думали, как ее построить. Теперь же образование — «наука о сущем, а не о должном»: чтобы его развивать, нужно иметь доскональное представление о реальности, подчеркнул Исак Фрумин.
Цифровая трансформация
Следующим по значимости событием был назван старт работ по цифровой трансформации образования.
Как рассказал главный эксперт Института образования НИУ ВШЭ, академик РАН и РАО Алексей Семенов, цифровизация пока не изменила школу принципиально. Еще в конце 1980-х годов в школах появились компьютеры, теперь есть проекторы и другая техника, но ученики по-прежнему пишут сочинения на бумаге и считают в столбик. Содержание и цели образования остаются прежними, и дети не используют информационные ресурсы в повседневной школьной учебе так, как это делают взрослые в повседневной работе.
Цифровизации отведена ключевая роль во многих федеральных проектах и программах. У нее есть перспективы, связанные с выходом за рамки существующего формального образования.
Цифровизация может повлечь за собой изменения в содержании образования, приближая его к декларируемым целям.
Аспирантура по-старому
Еще одно событие, взволновавшее образовательное сообщество, — появление законопроекта о возврате к старой модели аспирантуры. Сейчас аспирантура является ступенью высшего образования, но ее предлагается сделать сугубо научной программой, как это было до 2012 года. Основной аргумент — образовательный компонент отвлекает аспирантов от работы над диссертацией.
Евгений Терентьев, академический директор Аспирантской школы по образованию НИУ ВШЭ, рассказал, что после 2013 года количество диссертаций, защищенных по окончании аспирантуры, действительно сократилось, однако это связано скорее с ужесточением требований, нежели с появлением образовательного компонента. Аспирантская подготовка плохо финансируется — люди вынуждены работать, причем необязательно по специальности. В Европе подавляющее большинство университетов используют именно образовательную модель аспирантуры. Так что, принимая решение о возврате к старой модели, стоит внимательно проанализировать мировой и российский опыт.
Родительские университеты
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина рассказала о запуске федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» в рамках нацпроекта «Образование». Это, по ее мнению, принципиальное новшество в образовательной политике, так как впервые уделяется внимание родителям. Предлагается оказывать им психолого-педагогическую, методическую и консультативную помощь, повышая их компетентность в вопросах обучения и воспитания детей, прежде всего — детей до трех лет.
Важность этой темы, по мнению Ирины Абанкиной, обусловлена тем, что взаимодействие педагогов и родителей в современной школе претерпевает критические изменения. Их диалог нужно организовать по-новому. Единственно верных практик воспитания детей не существует, интересы родителей множественны, и опираться на опыт предыдущих поколений уже не удается. Необходимо «сформировать класс просвещенных родителей», которые могли бы воспитывать детей в соответствии с вызовами времени.
Новые стандарты
Тема новых стандартов основного общего образования уже обсуждалась на семинаре Института образования, и эксперты вновь сочли ее одной из ключевых.
По мнению ректора Московского городского педагогического университета Игоря Реморенко, проект стандартов, первоначально предложенных федеральным министерством, был раскритикован профессиональным сообществом, потому что в их основе было содержание образования, а не его результаты. После критики ведомство доработало проект, и получился компромиссный вариант.
Однако, считает ректор, результаты по разным предметам все-таки сформулированы по-разному. Например, в биологии есть явный прогресс — стандарт основан на результатах, и содержание играет второстепенную роль.
Биологи отказались от поклонения инфузории-туфельке и ланцетнику
А по литературе основой образования остались тексты произведений — дидактические единицы, которые ребенок должен освоить.
Образование неважно?
Еще одна новость года — отказ портала Superjob от графы «образование» в вакансиях из-за снижения роли диплома для работодателя. Сергей Светоченко, руководитель пресс-службы Superjob, пояснил, что компании все больше смотрят на реальные навыки и опыт кандидата, а не на «корочку», им важны деловые связи и успешные кейсы. Если же речь идет о профессиях, где диплом необходим в силу формальных требований, то и так понятно, что без него на работу не возьмут.
Сергей Светоченко считает, что доверия и внимания к высшему образованию становятся меньше. Неудивительно, что многие родители готовы отдавать детей в профессиональные колледжи — в отличие от ситуации десятилетней давности, когда почти все считали необходимым поступление в вуз.
Впрочем, старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Павел Сорокин добавил, что во всем мире высшее образование остается важным активом, повышающим полезность человека для экономики.
Абанкина Ирина Всеволодовна
Директор Института развития образования
Семенов Алексей Львович
Главный эксперт Института образования
Сорокин Павел Сергеевич
Старший научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ
Терентьев Евгений Андреевич
Академический директор Аспирантской школы по образованию
Вам также может быть интересно:
Как исследовать сферу образования
Главная компетенция исследователя — умение правильно формулировать гипотезу и желание проверить ее, считает координатор PIAAC (Programme for the international assessment of adult competencies) — международного исследования, проводимого Организацией экономического сотрудничества и развития, научный сотрудник Института образования ВШЭ Олег Подольский.
Каков портрет «типичного» школьного директора?
Кто и как управляет российскими школами? Ответ на этот вопрос должен дать исследовательский проект Центра развития лидерства в образовании Института образования ВШЭ, стартующий в этом году.
Профессор ВШЭ стал членом The International academy of education
Профессор Института образования ВШЭ Андрей Подольский стал первым ученым Восточной Европы, вошедшим в Международную академию образования (The International academy of education).
Фрумин Исак Давидович
Научный руководитель Институт образования ВШЭ