Издержки роста
28 января, в субботу, руководители разных направлений деятельности НИУ ВШЭ собрались в подмосковном пансионате, чтобы продолжить обсуждение планов развития университета на ближайшие три года.
В подобном формате руководство Высшей школы экономики (в семинаре приняли участие ректор, одиннадцать проректоров и директора по направлениям) встречается уже второй раз после новогодних каникул. Причина проста — завершен этап экстенсивного развития университета, когда во многом благодаря темпу роста бюджетного приема и большому количеству платных студентов Вышка могла формироваться «вширь и вглубь». Настал период развития интенсивного, подразумевающий снижение разного рода издержек (финансовых, организационных, бюрократических) и постановку новых амбициозных задач. Времени на «раскачку» у университета мало, поэтому одними дискуссиями семинар не ограничился — там, где это было возможно, принимались конкретные решения.
Первой темой для обсуждения стала безопасность. «Потому что она самая безопасная в сравнении с последующими», — иронично заметили бодрые с утра собравшиеся. Впрочем, и здесь главный вопрос формулировался концептуально: как не допустить происшествий на вверенной территории, не сдавливая при этом свободную академическую атмосферу, в которой только и могут складываться профессиональные и научные связи? На практике эта дилемма выражается в особенностях пропускного режима в здания ВШЭ. Сейчас, как известно, пройти в Вышку может ограниченный круг лиц строго по пропускам (действует своеобразная презумпция виновности). Между тем в западных университетах более распространен другой формат, когда по умолчанию гость «благонадежен» и может быть свободно проведен в кампус любым сотрудником университета, а секьюрити приблизится лишь к тем, кто демонстрирует подозрительную «девиантность». Доводы «за» и «против» высказывали, в частности, проректор Евгений Артемов и руководитель дирекции по безопасности Виталий Козлов.
Далее, по следам обстоятельной презентации, подготовленной директором по административной работе Наталией Кондрашовой, обсуждалась деятельность управления персонала и правового управления, а точнее — наиболее «массовые» вопросы в сфере их ответственности. Более всего участников встречи волновало неизбывное перепроизводство различного рода бумаг, высказывались соображения по поводу того, где и как можно упростить административные процедуры. Например, возможно ли на самом деле, выполняя требования трудового законодательства, вести табель учета рабочего времени научных сотрудников — или же собираемая таким образом информация мало соответствует реальности? Можно ли сократить число заявлений и согласований, необходимых для оформления командировки? Больной для многих вопрос — сроки прохождения бумаг при приеме на работу.
Первый проректор Вадим Радаев напомнил собравшимся, что по итогам прошлой встречи рабочей группой уже подготовлены предложения по созданию автоматизированной системы, которая позволит отслеживать движение того или иного документа. А в апреле этого года планируется провести оценку того, насколько удалось сократить в Вышке «бумаговождение» (этот термин весьма удачно использовал на одном из заседаний Ученого совета заместитель научного руководителя ВШЭ Лев Любимов).
Важную проблему обозначила проректор Мария Юдкевич. В структуре университета сейчас отсутствует единая служба, ответственная за административную поддержку иностранных преподавателей и студентов во время их пребывания в Вышке. Отдельные вопросы оказываются в сфере ответственности сразу нескольких подразделений, и страдает от такого количества «нянек», как водится, «дитя». В результате обсуждения принято решение передать соответствующие полномочия и обязанности директору по международной деятельности Ольге Мошковой. Под ее руководством должен будет функционировать специальный отдел, состоящий из двух менеджеров, один из которых будет заниматься поддержкой студентов, а другой — преподавателей.
Удалось решить и отнимавший много времени у сотрудников Вышки вопрос о получении справок с места работы. Теперь, вместо того чтобы непременно приезжать за ними на Мясницкую, 20, заверить их печатью университета можно будет во всех основных зданиях ВШЭ. Эту функцию предложено делегировать секретариату одного из руководителей, работающих в каждом здании (где-то это будет проректор, где-то — декан).
Бурное обсуждение развернулось на тему о том, как лучше всего поощрять работников «бэк-офиса», чтобы и интерес к работе подогреть, и справедливость соблюсти. Очень простую схему предложил Вадим Радаев: если подразделение в течение определенного периода работает без нареканий и сбоев, то оно заслуживает поощрения.
В ходе семинара обсуждались также проблемы, связанные с организацией закупок (докладчиками выступили Евгений Артемов и директор по закупкам Татьяна Обернибесова), и финансовые вопросы в части взаимодействия «бэк-офиса» и потребителей его услуг (докладывала заместитель директора по финансовой работе Ирина Казмирчук). Основной тезис всех предложений — повышение прозрачности в обслуживании, включая упрощение доступа к финансовой информации.
Значительную часть обсуждения заняли вопросы развития инфраструктуры. Название сессии, на которой выступали первый проректор Александр Шамрин, проректор Владимир Самойленко и ученый секретарь ВШЭ Наталья Савельева, говорит само за себя: «Клиентоориентированный сервис». 2012-й год уже стал примечателен тем, что впервые в истории ВШЭ смогла отказаться от аренды общежитий в других вузах и поселить всех иногородних студентов в собственных общежитиях. При этом в Дубках ведется строительство еще двух общежитий на 600 с лишним мест каждое. В скором времени будет начата реконструкция комплекса зданий на Покровском бульваре, завершается строительство нового здания на Мясницкой — напротив главного корпуса Вышки. Поскольку квартирный вопрос, как и грядущее «великое переселение народов», волнует многих, в ближайшее время на корпоративном портале будет создан раздел, рассказывающий о строящихся и ремонтируемых объектах ВШЭ и планах переездов.
Впрочем, речь шла не только о реализации архитектурных проектов, но и об обеспечении быта постояльцев общежитий Вышки. Споры вызвал, например, вопрос о том, продолжать ли «по умолчанию» поставлять в общежития туалетную бумагу, средства для стирки, постельное белье. Или более эффективным решением будет позволить студентам покупать нужную им бытовую химию и предметы гигиены самостоятельно, предложив нуждающимся соответствующую денежную компенсацию? Как лучше организовать стирку — установить профессиональные стиральные машины, работающие «на монетах», или организовать услуги прачечной? За этими, казалось бы, мелкими вопросами — целая философия о социальном значении денег (кстати, она же легла и в основу российского закона о монетизации льгот).
Наконец, уже ближе к ночи, участники семинара обратились к обсуждению основных задач научного блока, который на семинаре представляли первый проректор Леонид Гохберг, заместитель директора по научным исследованиям и разработкам Илья Долматов и директор по инновациям и развитию предпринимательства Алексей Новосельцев. Выступающие отметили, что, с одной стороны, в этой сфере деятельности Вышки заметен ощутимый прогресс: растет число исследований и публикаций в ведущих журналах, увеличилось число партнеров университета в исследованиях и разработках. Выросло также число крупных заказчиков консалтинговых и исследовательских услуг и объемы этих заказов. ВШЭ теперь консультирует не только федеральное правительство, но и администрации нескольких российских регионов, а среди коммерческих заказчиков университета — ряд ведущих российских компаний. Но успокаиваться рано. В этом смысле очень перспективным направлением работы представляется руководству ВШЭ развитие инновационной инфраструктуры университета. «Если Вышка сумеет занять прочные позиции в инноватике, это уже в среднесрочной перспективе принесет университету существенные дивиденды», — полагают участники встречи.
Не были на семинаре обойдены и вопросы корпоративной культуры — здесь тоже заметны следы «взросления» и самоуспокоения от достигнутых успехов. Показательным в этом смысле было празднование дня рождения Вышки в прошлом году — БКЗ «Академический», обычно едва вмещавший всех гостей праздника, на сей раз оказался полупустым. Очевидно, что для сохранения духа Вышки, особой культуры ее свободы и демократичности нужно думать не только о сохранении традиций, но и об их преумножении и развитии. В конце концов, любая проблема — от самой незначительной (согласование командировки) до глобальной (выход на мировой рынок исследований и разработок) — может быть решена лишь при общем понимании и совместных усилиях всего университетского сообщества, полагают руководители ВШЭ.
Артемов Евгений Константинович
Казмирчук Ирина Ивановна
Козлов Виталий Олегович
Кондрашова Наталия Михайловна
Мошкова Ольга Александровна
Новосельцев Алексей Владимирович
Савельева Наталья Юрьевна
Шамрин Александр Тихонович
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
Александр Шохин и Евгений Ясин переизбраны президентом и научным руководителем ВШЭ
Решение об избрании их на очередной пятилетний срок принято по итогам голосования членов ученого совета Вышки.
В Вышке появится кафедра географии и геоинформационных технологий
Кафедра создается во взаимодействии с Институтом географии РАН и будет заниматься проблемами геоинформатики, глобального изменения климата и социально-экономического развития территорий. Первая образовательная программа по географии в ВШЭ может появиться в 2020 году.
Вышка разрабатывает новую программу развития
15 июня на внеочередном заседании ученого совета, в работе которого приняли участие другие сотрудники Вышки и студенты, состоялось обсуждение ключевых направлений развития университета. Высказанные идеи, а также предложения от факультетов и кампусов лягут в основу новой программы развития ВШЭ, которая будет рассматриваться на осенней конференции работников университета.
Как зарабатывает и тратит университет
30 марта на заседании ученого совета подводились итоги выполнения финансового плана ВШЭ в 2017 году. Выделим главные цифры и факты.
ВШЭ запускает онлайн-курс о своих академических ценностях
Пройдя его, сотрудники Вышки смогут узнать больше об этических стандартах в исследованиях и преподавании, принятых в ВШЭ, а также познакомиться с лучшими практиками, которые помогут исключить ошибки в их работе и сделать ее более комфортной и эффективной.
Владимир Путин встретился с Ярославом Кузьминовым
9 января Президент РФ Владимир Путин встретился с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым. Встреча состоялась в начале года, который будет для Вышки юбилейным — ей исполнится 25 лет.
Финансовый план ВШЭ–2017: развитие продолжается
Ученый совет НИУ ВШЭ одобрил план финансово-хозяйственной деятельности университета на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
5 лет МИЭМ НИУ ВШЭ: чего удалось добиться?
Переезд в новое здание, оснащенное современным научным оборудованием, рост проходного балла зачисленных абитуриентов, увеличение числа публикаций сотрудников в международных журналах — таковы лишь некоторые результаты работы МИЭМ НИУ ВШЭ за прошедшие пять лет. Всё это время им руководил Александр Тихонов, скончавшийся 9 декабря 2016 года.
«Прогресс, которого добилась ВШЭ, превзошел наши ожидания»
Завершилось ежегодное заседание Международного экспертного совета НИУ ВШЭ. Итоги состоявшихся встреч и обсуждений подводят председатель совета, лауреат Нобелевской премии по экономике Эрик Маскин и другие члены совета.
Вышка превращается из социально-экономического в многопрофильный университет
7 декабря на заседании Международного экспертного совета НИУ ВШЭ ректор Ярослав Кузьминов рассказал об изменениях, происходящих в Вышке, и о том, как в рамках проекта «5-100» вуз стремится к достижению международной конкурентоспособности.