«Рассказ о научной деятельности на языке, понятном широкой аудитории — это must have»
16 октября 2020 года Высшая школа экономики – победитель гран-при премии «Коммуникационная лаборатория-2019» – принимает у себя IV Российский форум по научной коммуникации. Форум проходит в партнерстве с Ассоциацией коммуникаторов в сфере образования (АКСОН).
АКСОН – это профессиональное объединение специалистов, занимающихся научной журналистикой и внешними связями в научных и научно-образовательных учреждениях России.
Александра Борисова, научный журналист, сооснователь АКСОН
Ассоциацию мы организовали в 2016 году, вдохновленные двумя вещами – ростом сообщества внутри страны и международным опытом. Со вторым сильно помогла молодая итальянская ассоциация SWIM Science Writers in Italy, а за первое хочется сказать большое спасибо проекту «Коммуникационная лаборатория» РВК, который начал это движение. Тогда мы впервые увидели друг друга, поняли, что у нас есть общие ценности и задачи. Возникла синергия, которую не хотелось потерять, и было естественным задуматься о том, чтобы поставить профессиональный нетворкинг на регулярные формальные рельсы, рассказывать друг другу об успехах и неудачах. А еще – дать сообществу коллективный голос. Именно в этом функция ассоциации и одна из главных задач форума.
Четвертый год форум становится главной площадкой для дискуссий и обмена опытом среди научных журналистов, ученых, популяризаторов науки, пресс-секретарей научных организаций, исследователей науки и технологий, специалистов из технологического PR.
В этом году форум пройдет онлайн, зарегистрированные участники получат информацию о подключении к трансляциям сессий перед началом мероприятия.
Традиционно откроет программу форума пленарное заседание. В этом году в качестве темы, вокруг которой будет строится дискуссия, выбран вопрос «Какие коммуникации нужны науке?». Вместе с приглашенными экспертами – представителями Минобрнауки, университетов, профессоров РАН, молодых ученых, представителей национальных проектов – участники форума попытаются понять, в чем состоит актуальная повестка дня для разных стейкхолдеров и насколько существующая сегодня инфраструктура научной коммуникации готова для решения этих задач.
Андрей Лавров, директор по связям с общественностью НИУ ВШЭ
Еще несколько лет назад научные коммуникации как выделенная группа задач присутствовали в коммуникационных блоках лишь нескольких ведущих отечественных университетов. На эту сферу наши вузы обращали свой взор, когда все основные проблемы в сфере PR были решены и можно было уделить внимание задачам второго порядка значимости. Сегодня все больше приходит понимание того, что рассказ о результатах научной деятельности в университете на языке, понятном максимально широкой аудитории — это не дань моде, а must have. И речь здесь идет далеко не только о популяризации научного знания. Научные коммуникации могут и успешно решают самые разные задачи современного университета. Об этом, в том числе, мы и поговорим на пленарном заседании форума.
Пандемия и дистант внесли коррективы во все сферы жизни, но кажется именно медицина и коммуникации в этой сфере столкнулись с самыми серьезными вызовами. Поэтому специальные сессии будут посвящены тому, какие уроки извлекла научная коммуникация в России из пандемии коронавируса и как в целом должен строиться разговор журналистов и специалистов медицины. Участники обсудят, выполнили ли ученые, журналисты и коммуникаторы свою миссию по информированию общества и каков теперь гамбургский счет в научной медицинской журналистике.
Ольга Добровидова, старший копирайтер пресс-службы Сколтеха, врио президента АКСОН
Пандемия COVID-19, помимо прочего, напоминает о важности доверия к науке и о роли, которую журналисты и научные коммуникаторы в целом могут и должны сыграть в решении этой глобальной проблемы. А именно – точно и полно транслируя научное знание, указывая на пробелы в нем и неопределенность, задавая вопросы от имени своих аудиторий и находя ответы, обеспечивая прозрачность процесса и подотчетность лиц, принимающих решения. На форуме мы, в том числе, поговорим о том, как пандемия изменила нашу работу и какой должна быть научная коммуникация в этой «новой норме».
Эксперты также обсудят профессиональные форматы digital коммуникаций, в частности, какие стратегии могут применять вузы, чтобы донести информацию о своих исследованиях в новых форматах и какие здесь могут быть подводные камни.
По словам Ксении Брегадзе, заместителя начальника пресс-службы ВШЭ, в последнее время появилось много форматов, которые могут быть использованы и для научной коммуникации – подкасты, YouTube, TikTok, Яндекс.Дзен. На сессии рассмотрят как кейсы блогеров, так и опыт университетов, которые уже используют эти платформы, чтобы понять, как эти новые форматы можно применить на практике и какие результаты они приносят.
Отдельный разговор будет посвящен стандартам доказательной научной коммуникации и продвижению науки в университетах и о конкуренции корпоративных медиа проектов научно-популярных СМИ.
Людмила Мезенцева, начальник отдела научных коммуникаций ВШЭ
В Высшей школе экономики есть свой научно-популярный портал IQ.HSE. Мы рассказываем о науке Вышки, но не только. Наши амбиции – общемировая научная повестка. Нам есть к кому обратиться за экспертизой практически по любому вопросу, будь то коронавирус, черные дыры или редактирование генома. Это ставит новые вопросы, в частности, как в такой ситуации взаимодействовать с нашими коллегами журналистами, которые привыкли получать от университетов только пресс-релизы.
В программе форума два мастер-класса. Первый посвящен проектам гражданской науки (citizen science) и пройдет в рамках проекта «Люди науки». Его участники познакомятся с механикой работы таких проектов и их особенностями с точки зрения коммуникации. Второй – открытая запись научного подкаста IQ.HSE «Ворона на проводе». Гости, ведущие научных подкастов на русском языке, запишут в студии выпуск, посвященный тому, как и зачем говорить о науке интересно.
В этом году впервые в рамках отдельной сессии состоится дискуссия о том, как рассказывать населению о климатическом кризисе в условиях неопределенности прогнозов и отложенных рисков. Также впервые каждый участник получит возможность занять кресло и высказаться о «коммуникациях, которые нас заслужили» в ходе антипленарного заседания.
Как рассказывать просто о сложных вещах через символы поп-культуры, если ты – столетний институт? Где искать новости, когда все пишут только о ковиде? Это темы только нескольких выступлений – кейсов, которые в рамках сессии «Лучшие практики» представят ведущие коммуникационные команды научных и образовательных организаций России, вошедших в шорт-лист ежегодной премии «Коммуникационная лаборатория».
Завершится день обсуждением двух тем. Во-первых, участники форума поделятся мнением, как воспитывать новое поколение профессионалов – научных коммуникаторов и журналистов. И во-вторых, вместе с режиссерами документалистами обсудят научно-популярное кино: что можно назвать научным фильмом, какова основная аудитория научного кино и кто его снимает в России.
Кульминацией мероприятия станет вручение двух наград: премию «Коммуникационная лаборатория 2019» вручат лучшему коммуникационному департаменту среди российских научных организаций, а премию Rusnano Russian Science Writer of the Year получит лучший научный журналист.
В этом году, по словам членов жюри, сумасшедшая конкуренция: появились свои герои, наметились новые тренды. «Оформившееся шесть лет назад движение, в котором поначалу доминировали университетские единицы, стало мощным потоком. Новички ни в чем не уступают, а порой и превосходят старожилов», – считает Егор Задереев, руководитель группы научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН.
Финальным мероприятием IV Российского форума по научной коммуникации станет образовательный уикенд для студентов и молодых ученых.
Андрей Кожанов, директор Центра академического развития студентов ВШЭ
Научная коммуникация для студентов – это как «научное ориентирование» (по аналогии со спортивным), поиск и быстрое движение, понимание целей игры, выработка стратегии победы плюс свободное владение «картой научной местности». В рамках Форума АКСОН мы предложим два дня (17 и 18 октября) образовательной программы для студентов Вышки и, в частности, для участников проекта «Республика ученых». Мы разработали широкий набор мастер-классов и выступлений специалистов по прокачиванию академических софт-скилс, помогающих молодому ученому в развитии карьеры и построению эффективной научной коммуникации.
Сотрудники НИУ ВШЭ имеют возможность посетить (онлайн) мероприятия форума бесплатно. Для этого необходимо с корпоративного электронного адреса в свободной форме отправить заявку на sciencecomforum@hse.ru, указав ФИО, подразделение и должность. Количество мест ограничено.
Брегадзе Ксения Владимировна