Посетителям мастер-класса по каллиграфии показали доступную машину времени
«Каллиграфия и живопись — два искусства, которые имеют разные названия, но суть — одно», — писал китайский историк живописи Чжан Яньюань (Тан). Убедиться в этом смогли посетители лекции и мастер-класса Школы востоковедения НИУ ВШЭ «Магия китайского иероглифа и таинство каллиграфии», которые состоялись в Музее Востока в рамках проекта «Университет, открытый городу».
Известный китайский каллиграф Ван Сичжи говорил: «Тушь, стекающая с кисти, изливаясь на бумагу, дает форму бесформенному». Каллиграфия — это стиль чувствования, отражения внешнего мира. Разгадать смысл иероглифа как высшего переживания, в этом, на мой взгляд, и заключается великое искусство каллиграфии» — сказал руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, профессор Алексей Маслов на лекции, предварившей мастер-класс. Он рассказал о малоизвестных аспектах истории китайского иероглифа, нормативной каллиграфии (по-китайски «тесюэ») и особенностях стилей этого вида искусства.
«Иероглиф становится красивым не тогда, когда он красив эстетически, значительно важнее состояние человека, в котором он этот иероглиф выписывал. Таким образом, нормативность в X веке приобретает понятие просветленного состояния», — сказал Алексей Маслов. Очень важен момент единения создателя и человека в момент восприятия им творения.
До появления нормативов каллиграфию оценивали по принципу «нравится» — «не нравится». Первая коллекция нормативной и ненормативной каллиграфии была собрана в 992 году императором Тайцзун и получила название «Собрание каллиграфических прописей периода Чунхуа». Именно тогда и были отобраны первые типовые надписи, которые стали модельными и впоследствии их стали копировать. В коллекцию вошло несколько тысяч работ.
Постепенно каллиграфия становится не только товаром для знатоков, но и методом размышления и медитации, рассказал Алексей Маслов. И хотя первые труды по медитативной каллиграфии датируются как минимум V веком нашей эры (эпоху династии Тан), именно с X века они начинают массово публиковаться. В этот же период появляются мастера каллиграфии, к которым выстраивались очереди. Мастер не мог обучать одновременно больше шести-семи человек. Начинается настоящий ажиотаж. Тогда же, в X веке, впервые появляются прописи и учебники каллиграфии. Каллиграфия приобретает значение, которое сохраняет и по сей день: вид искусства и одновременно предмет восхищения и способ поиска сокровенного и потаенного смысла.
После теоретической подготовки слушатели и сами смогли попробовать изобразить китайский иероглиф на листе бумаги. Помогал им в этом ведущий мастер-класса, преподаватель Школы востоковедения Артур Фаньян. Он подчеркнул, что в этом виде искусства важно все — от организации места работы и окружающей обстановки (желательно писать в тишине) до качества туши и ворса кисти. «Каллиграфия сегодня— это самая доступная машина времени. Вы сидите за свитком с кистью и тушью в полной уверенности, что работали пятнадцать минут, тогда как на самом деле прошло несколько часов», — предупредил Фаньян участников мастер-класса.
Руководитель Школы востоковедения НИУ ВШЭ, профессор Алексей Маслов.
Качественная цветная тушь, как правило, состоит из натуральных компонентов — минералов (охра, кадмий и др.). Для каждого цвета лучше подобрать отдельную тушечницу и отдельную кисть, чтобы избежать смешивания тонов.
В китайском иероглифе важно все, вплоть до порядка написания черт и четкого соблюдения их числа. В начале нужно научиться соблюдать толщину линий, а уже потом совершенствоваться в написании изгибов. Яркие и сочные иероглифы получаются при медленном темпе и управляемом давлении на кисть. Но ничто так не ценится китайцами, как свидетельство движения кисти, запечатленное на бумаге: едва заметные отпечатки волосков кисти, либо линия, которая слегка прерывается и вдруг проявляется вновь.
Посетители лекции и мастер-класса по каллиграфии.
«Четыре драгоценности» рабочего кабинета мастера: кисть, бумага, тушь и тушечница. Эксперты советуют не менять кисть первый месяц работы. За это время новичок привыкает к инструменту. Начинающие обычно пользуются самой мягкой кистью — из козьего ворса. Для скорописи используется кисть из заячьего меха.
Начало работы с жидкой тушью, набор краски. Большое значение для каллиграфа имеет и бумага. Стандартный формат листа — 130 на 65 см.
Участники мастер-класса тренируются писать иероглифы медленно и вдумчиво. Каллиграфия не терпит быстроты.
Дипломы и подарки получили победители конкурса каллиграфических работ, проходившего в Высшей школе экономики. Семь месяцев слушатели общеуниверситетского факультатива по китайской иероглифике и каллиграфии постигали тонкости искусства изящного письма под руководством Артура Фаньяна. Победителями стали студенты образовательной программы «Востоковедение»: второкурсники Богдан Ганшин (1 место), Алексей Котлов (2 место), Софья Лысенко (4 место), Анастасия Суркова (6 место), третьекурсницы Ангелина Старикова (2 место) и Дашима Бадмаева (3 место) (на фото), первокурсница Елизавета Муромцева (5 место), а также студентка третьего курса образовательной программы «Мировая экономика» Анна Зотова (3 место).
Победитель конкурса каллиграфии студент второго курса программы «Востоковедение» НИУ ВШЭ Богдан Ганшин со своей работой. Надпись на свитке — часть цитаты Лао Цзы: «Небо следует Дао, Дао следует естественности».
Фото Сергея Строкова
Маслов Алексей Александрович
Руководитель Школы востоковедения
Фаньян Артур Альбертович
Преподаватель Школы востоковедения
Вам также может быть интересно:
«Пора признать востоковедение и африканистику отдельным научным направлением»
Востоковедение сегодня — одно из самых востребованных образовательных направлений у абитуриентов, а выпускники пользуются большим спросом на рынке труда. О том, как и чему учат современных специалистов по Востоку и Африке, рассказал Евгений Зеленев, профессор, директор Института востоковедения и африканистики НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Чарующий Восток: в НИУ ВШЭ прошел юбилейный Oriental Crazy Day 2024
В конце мая в Вышке состоялся традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day. В этом году праздник прошел уже в десятый раз. Для студентов это возможность показать на сцене свои таланты, погадать на Книге перемен, узнать больше о многообразии культур Востока, а для сотрудников факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ — представить образовательную программу «Востоковедение» будущим абитуриентам.
В НИУ ВШЭ создан первый в России диссовет по востоковедению и африканистике
Его возглавил член-корреспондент РАН, заместитель директора Института Африки РАН и руководитель Международного центра антропологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ Дмитрий Бондаренко. В состав диссертационного совета вошли известные российские востоковеды и африканисты Высшей школы экономики и других ведущих организаций.
Как использовать ИИ в обучении: пять советов от питерской Вышки
Студенты и преподаватели питерской Вышки посетили мастер-класс от Института востоковедения и африканистики. О том, как можно использовать ИИ в учебных и научных целях, рассказала Алена Коробочкина, академический руководитель программы «Кросс-культурные исследования Азии и Африки в контексте международных отношений».
Чайная церемония, Наруто и норигэ: Вышка встретила год Зеленого Деревянного Дракона
В день второго новолуния после зимнего солнцестояния Центр культур НИУ ВШЭ превратился в место встречи любителей китайской, японской, корейской и вьетнамской культур. Студенты, преподаватели и гости Вышки отметили восточный Новый год. Под южнокорейские хиты и популярные опенинги из аниме все желающие пробовали себя в каллиграфии, учились искусству оригами, ели азиатские сладости, пили восточные чаи. Финалом праздника стал большой тематический концерт.
Ректор НИУ ВШЭ предложил вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления
В рамках пленарного заседания XIX Международного мусульманского форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подчеркнул, что востоковедение является стратегически важной исследовательской сферой в нашей стране. Необходимо вернуть востоковедению статус самостоятельного научного направления и зафиксировать его в номенклатуре Минобрнауки.
Oriental Crazy Day 2023: фото с пандой, каллиграфия и восточное гостеприимство
21 мая Школа востоковедения Вышки устроила традиционный День востоковеда — Oriental Crazy Day 2023. На «Встрече под звездами», состоявшейся в Центре культур НИУ ВШЭ, абитуриенты смогли познакомиться с образовательными программами, узнать условия поступления в Высшую школу экономики, пообщаться со студентами и преподавателями университета.
«Студенческая конференция — пространство, где формируются новые научные контакты»
В марте в питерской Вышке прошла третья научная конференция студентов и аспирантов «Актуальные проблемы исследования стран Азии и Африки». На ней выступили 96 научных сотрудников и студентов более чем из 20 вузов России и других стран. Что было на конференции и какие впечатления она оставила у участников — в материале редакции портала НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Ушу, теккен, гадания по Книге Перемен: в Вышке отметили восточный Новый год
Новый год по восточному календарю наступил 22 января. В этот день Центр культур НИУ ВШЭ оказался на перекрестке китайской, корейской и японской культур. Под азиатские песни и звуки корейских барабанов гости пробовали силы в каллиграфии, учились цзяньчжи и оригами, играли в ттакчи и го, ели традиционное печенье и изгоняли злых духов. Восточный Новый год в университете организовали школа востоковедения и Китайский клуб НИУ ВШЭ.
«Для России востоковедение — это новый хайтек»
Поворот России на Восток требует сбалансированных действий, знания языков, культур и традиций стран региона. Без этого отечественный бизнес не сможет там эффективно работать. Об этом, а также об опыте работы субъектов РФ на восточном направлении эксперты и представители государства говорили в рамках первой межрегиональной конференции «Поворот на Восток: региональное измерение», которую провела Высшая школа экономики при поддержке Минэкономразвития России.