"Двери вот-вот закроются"
Представляем магистерскую программу факультета государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ. Рассказывает декан факультета Алексей Барабашев.
— Алексей Георгиевич, ваш факультет только в 2008 году выпустит первых специалистов, обучавшихся пять лет. Тем не менее, на факультете три года назад появилась магистерская программа. Кто же приходит учиться к вам в магистратуру?
— Действительно, своих выпусков на факультете пока не было, поэтому в нашу магистратуру приходят молодые люди, окончившие другие факультеты Вышки — чаще всего факультет экономики и факультет прикладной политологии. Есть и несколько человек из других вузов.
— Сколько студентов вы планируете набрать в этом году?
— Как и в предыдущие годы, запланировано 20 бюджетных мест. Если сверх этого окажутся желающие, сдавшие вступительные экзамены, но не прошедшие по конкурсу, есть возможность учиться платно.
В этом году мы готовы набрать больше студентов из других вузов, в том числе немосковских. В рамках межправительственных соглашений запланирован целевой набор студентов из Казахстана, для которых будет отдельный конкурс на дополнительные места.
— Как построена учебная программа для будущих магистров?
— Главное изменение в нашей магистерской программе этого года — увеличение числа курсов по выбору. Эта тенденция характерна для всех магистерских программ Вышки, но у нас она гораздо ярче выражена, чем на других факультетах. Мы стремимся соблюдать принцип магистерских программ по государственному и муниципальному управлению зарубежных университетов, где до 60% курсов студенты выбирают в соответствии со своими интересами, чтобы приобрести именно те профессиональные компетенции, которые им понадобятся на службе.
— Преподаватель будет читать курс, даже если его выбрал один студент?
— Нет, здесь все-таки предусмотрены ограничения. Мы считаем, что курс должен состояться, если на него записались как минимум шесть-семь человек. Если бы у нас было больше студентов, то, наверное, этот показатель можно было бы увеличить до десяти.
— Какие специализации может выбрать студент?
— Предлагается пять специализаций, названия которых совпадают с названиями кафедр нашего факультета: теория и практика госуправления, государственная служба, государственные финансы, муниципальное управление, местное самоуправление. Этот список расширяется, в перспективе — создание специализаций по управлению наукой и инновациями, по регулированию и управлению сырьевыми отраслями, по государственным и муниципальным заказам.
Учебный план получается трехслойным: первый слой — предметы, обязательные для всех; второй — курсы, предложенные кафедрой в рамках выбранной специализации; третий — дисциплины по выбору.
— Как формируется профессорско-преподавательский состав для магистратуры?
— Мы готовим ребят не только "в теоретики", но главным образом — для работы в госорганах. Поэтому, в первую очередь, привлекаем к преподаванию людей, обладающих практическими умениями и навыками государственного управления. Для студентов проводятся мастер-классы по разным темам, причем день за днем могут сменять друг друга представители Администрации Президента РФ, аппарата Правительства и министерств экономического блока. Все они рассказывают о своем опыте работы, при этом вообще не повторяются.
— Какие должности занимают выступающие?
— Уровень очень солидный. Например, в январе — апреле 2007 года занятия со студентами проводили директор департамента Управления по вопросам государственной службы Президента РФ, заместитель руководителя Управления аппарата Государственной Думы, начальник отдела Управления кадров аппарата Правительства РФ, директора и заместители директоров департаментов некоторых федеральных министерств. Наши студенты посещают также мастер-классы государственных деятелей, которые проводятся на факультете и открыты для всех студентов Вышки.
— Зачем вообще нужна магистерская программа по государственному и муниципальному управлению? Неужели недостаточно пятилетнего обучения на специалиста?
— Как раз в нашем случае магистерская программа очень нужна и важна.
Дело в том, что существуют такие понятия, как законодательство о государственной и гражданской службе, должностные регламенты государственной и гражданской службы, должностные обязанности служащих. Если раньше для того, чтобы занять определенные должности, закон обязывал просто иметь высшее образование (разумеется, по профилю, соответствующему должностным обязанностям), то теперь готовятся поправки, предусматривающие для ряда должностей наличие диплома магистра. Россия ведь входит в Болонский процесс. Диплома бакалавра окажется недостаточно, чтобы занять должности категории "руководители", например, возглавить департамент или его отдел, стать помощником министра и уж тем более заместителем министра.
Кстати, такие поправки в Федеральный закон № 79-ФЗ, возможно, будут приняты уже в этом или следующем году. Представляете, какая выгодная ситуация для абитуриентов нашей магистратуры этого года!
— В чем же выгода?
— Во-первых, после того, как их примут, спрос на нашу магистерскую программу вырастет в разы.
Во-вторых, в 2008 году многие ребята из нашего первого выпуска специалистов захотят продолжить обучение в магистратуре. Конкурс резко возрастет. Так что набор 2007 года - последний случай, когда не будет "давки" на входе. В прошлом году мы зачислили на бюджетные места почти всех желающих, в этом году также не ожидается большого наплыва.
Могу провести аналогию: две двери постепенно закрываются, но пока между ними большое расстояние и можно пройти свободно. Скоро они почти что закроются, и останется небольшой проход. Тогда попасть на более высокие должности госслужбы без магистерской степени будет очень сложно.
— Неужели всех, кто когда-то получил в вузах дипломы специалиста, переведут на низшие должности?
— Конечно, не переведут, но в недалеком будущем государственная система подбора кадров переориентируется. Те, кто думает о будущем, должны понимать, что диплом магистра государственного и муниципального управления станет очень существенным конкурентным преимуществом при выборе из нескольких претендентов на ту или иную значимую должность. Кроме того, если человек планирует заниматься научной работой, магистратура — это мостик в аспирантуру.
— Но уж в аспирантуру можно поступить и с дипломом специалиста. Закон позволяет принимать даже бакалавров.
— Вопрос о приеме бакалавров в аспирантуру обсуждался недавно на Ученом совете ГУ-ВШЭ: практика показывает, что они учатся намного хуже, чем специалисты и тем более магистры. Так что де факто при прочих равных приоритет будет отдаваться магистрам.
— Коль скоро магистратура вашего факультета выпускает госслужащих, предъявляет ли государство какие-нибудь особые требования к их квалификации?
— Конечно. Подготовлены временные требования к магистерским программам по государственному и муниципальному управлению, которые реализуются в порядке эксперимента (все-таки это новшество для российской высшей школы). Требования разрабатывались при участии коллег из шести ведущих московских вузов, где готовят госслужащих, в том числе из ГУ-ВШЭ. Окончательный вариант требований находится на утверждении в Минобрнауки России.
Принципиальное новшество, которое содержится в этом документе, - компетентностный подход при подготовке кадров. Проще говоря, мы должны дать человеку знания, умения и навыки, которые он сможет применять, работая на той или иной должности. Кроме того, вузы будут готовить кадры под диктовку "заказчиков" — представителей госорганов. Скоро при каждой магистратуре по государственному и муниципальному управлению нужно будет создавать наблюдательный совет, куда войдут представители работодателей. Их задача — следить, чтобы организация и содержание учебного процесса соответствовали их требованиям.
— Можно ли считать альтернативой магистратуре второе высшее образование по государственному и муниципальному управлению?
— Уже нет. Коль скоро вузы перестают готовить специалистов, второе высшее образование также перестанет существовать.
Госслужащие, имеющие непрофильное образование и опыт работы, для продвижения по службе теперь также будут учиться в магистратуре. Фактически магистерские программы занимают свое место в системе дополнительного профессионального образования госслужащих.
— С каким базовым высшим образованием стоит поступать в вашу магистратуру?
- Особых ограничений нет. Точно так же на Западе можно получать степень MPA (Master of Public Administration) с любым бакалаврским образованием. Там, правда, необходим и еще и двухлетний опыт работы на государственной, муниципальной службе или в общественной организации. У нас, как правило, ребята имеют небольшой опыт и, обучаясь в магистратуре, начинают работать на полную ставку (эта возможность есть, поскольку занятия проводятся по вечерам). В будущем мы хотим разработать магистерские программы двух типов: для вчерашних выпускников бакалавриатов и для имеющих опыт работы (стаж на госслужбе не менее двух лет).
— Где работают сегодняшние студенты магистерской программы и первые выпускники?
— В различных государственных органах, аналитических структурах, которые занимаются структурными реформами государственного управления, в крупных корпорациях, где специализируются в области GR. Несколько человек работают экспертами в Институте проблем государственного и муниципального управления ГУ-ВШЭ.
Вообще наши студенты очень сильно загружены на работе. Честно говоря, мы даже вынуждены проводить занятия в вечернее время, чтобы они могли на них присутствовать без затруднений.
Борис Старцев, специально для новостной службы портала ГУ-ВШЭ