Опыт лучших бизнес-школ мира лег в основу новой магистерской программы НИУ ВШЭ
В 2020\21 учебном году в Высшей школе экономики откроется магистерская программа «Международный менеджмент» (Master in International Management). Ее студенты смогут получить практико-ориентированные знания, максимально раскрыть свой потенциал и построить успешную карьеру в мультинациональной компании. Обучение ведется на английском языке.
Ответ на запросы рынка
В России остро не хватает управленческих кадров, чьи компетенции соответствуют требованиям экономики знаний и индустрии 4.0. Поэтому велик спрос на образование, в основе которого – формирование навыков принятия решений в новых ситуациях. Придя на работу в компанию, выпускник магистерской программы по менеджменту должен уметь действовать в высоко конкурентном цифровом мире, инициировать инновационные изменения, основываясь на качественных и количественных данных.
В международных компаниях, работающих на российском рынке или проявляющих к нему интерес, есть и дополнительные требования. Менеджер должен понимать специфику российского бизнеса и одновременно владеть методами и подходами к управлению, используемыми в глобальных корпорациях. Таких людей крайне сложно найти, в том числе среди представителей молодого поколения – уровень интернационализации выпускников магистерских программ российских вузов крайне низок.
Открытие программы «Международный менеджмент» в Вышке – ответ на запросы рынка.
«Глобальным корпорациям нужны профессиональные менеджеры, получившее российское образование, которое по качеству не уступает ведущим бизнес-школам мира. Это касается содержания и формата обучения, применения практико-ориентированных подходов и включенности выпускников в международную деловую среду. Мы будем готовить именно таких людей, опираясь на международный опыт и используя широкие возможности факультета бизнеса и менеджмента НИУ ВШЭ», – поясняет академический руководитель магистерской программы, профессор, доктор социологических наук, Ph.D. in Management Sciences Наталья Гусева.
Full-time, включенное обучение, проекты для компаний
Проектируя содержание и формат программы, ее авторы ориентировались на опыт университетов, занимающих ведущие позиции в рейтинге FT-100 Masters in Management. Ключевой критерий этого рейтинга – качество образования, которое оценивается через показатель роста зарплаты выпускников. Такой подход, с одной стороны, позволяет соответствовать требованиям международных корпораций к уровню подготовки кадров, с другой – расширяет возможности для сотрудничества с бизнес-школами из топ-100 в рамках программ обмена или двух дипломов.
Основные характеристики программы «Международный менеджмент» НИУ ВШЭ те же, что и в бизнес-школах – лидерах рейтинга. В их числе Европейская школа менеджмента ESCP – Париж (Франция), Школа менеджмента Университета Ланкастер (Великобритания), Венский университет экономики и бизнеса (Австрия), Бизнес-школа Университета Лозанны (Швейцария) и другие.
Это, прежде всего, реально очное обучение – студенты интенсивно занимаются ежедневно с утра до вечера. Все предметы преподаются на английском, обязательным является семестр включенного обучения за рубежом. У лучших студентов есть возможность получения двух дипломов.
В основе учебного процесса – работа в малых группах (не более 30 человек), активные методы обучения, сочетание практической, аналитической и исследовательской деятельности студентов. Предусмотрены групповые проекты в сотрудничестве с компаниями – потенциальными работодателями: каждый студент должен поучаствовать в консалтинговом и бизнес-проекте.
Исходя из главной цели программы – подготовки высококвалифицированных менеджеров для мультинациональной международной корпорации, действующей в цифровом мире, – определены три сквозные темы, которые будут осваивать студенты, и четыре содержательные области, формирующие навыки.
Темы программы:
глобальные стратегии и операции;
цифровая трансформация и новые бизнес-модели;
корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие.
Содержательные области программы:
международные бизнес-стратегии и региональные рынки
управление развитием организаций и талантов в цифровом мире
бизнес-аналитика и финансовый менеджмент;
маркетинг и операции в современных международных компаниях.
Из университетов и бизнеса
К преподаванию на программе планируется привлечь лучших специалистов по международному бизнесу – как университетских сотрудников, так и практиков.
Академический руководитель программы Наталья Гусева получила Ph.D in Management science в университете Париж Дофин и сейчас также возглавляет международную программу «Doing Business in Russia». Проректор Корпоративного университета Сбербанка Игорь Баранов прочитает курс «Экономика и финансы для менеджеров», а первый проректор НИУ ВШЭ Валерий Катькало – «Глобальные тренды в менеджменте».
Со студентами будут работать преподаватели не только Вышки, но и других ведущих российских и зарубежных вузов. Это University of Vaasa – Финляндия, Loyola University of Chicago – США, Сколтех и другие.
В числе корпоративных партнеров программы – компании-партнеры факультета бизнеса и менеджмента: KPMG, Delloit, Oracle, IBM, другие международные компании. Их представители будут выступать перед студентами в привычном формате аудиторной работы, руководить проектами, организовывать посещения компаний, ставить конкретные задачи для решения в рамках подготовки магистерских диссертаций. Разумеется, приглашение на практику, а затем на работу также возможно в ходе учебного процесса.
Поиск талантов
По данным исследования Boston Consulting Group, более 30% компаний, работающих в России, используют гибкие стратегии развития, в основе которых – адаптация к новым требованиям экономики знаний. Они делают ставку на инновации бизнес-моделей и управленческих систем, цифровую трансформацию и бизнес-аналитику, технологии и человеческий капитал, переходя от парадигмы «найма кадров» к поиску и взращивания талантов.
Именно такие компании являются потенциальными работодателями выпускников программы «Международный менеджмент». Они могут базироваться как в России, так и за рубежом. Среди них небольшая часть – российские компании, представляющие малый и средний бизнес, с потенциалом роста, заинтересованные в выходе на международный рынок. Исследование Boston Consulting Group показывает, что все они заинтересованы в привлечении сотрудников, имеющих международный опыт и обладающих тем спектром компетенций, которые будут сформированы за время учебы в НИУ ВШЭ.
«Наши выпускники будут обладать глобальным мышлением, позволяющим видеть перспективы развития бизнеса в глобальном контексте, учитывать роль цифровой трансформации в изменении моделей ведения бизнеса», – подчеркивает профессор Наталья Гусева.
Наши студенты овладеют аналитическими навыками и цифровыми компетенциями, необходимыми современному менеджеру
Возможный карьерный трек выпускников программы – продолжение учебы в аспирантуре как российского, так и зарубежного вуза.
Для кого предназначена программа?
На программе ждут выпускников как российских, так и иностранных программ бакалавриата, нацеленных на карьеру менеджера мультинациональной компании в России или за рубежом (прогнозируемая доля выпускников, которые уедут из России, – порядка 10%). Обязательно владение английским и готовность учиться full-time – речь идет о дневном бизнес-образовании, которое фактически не оставляет свободного времени для полноценной работы. Профиль образования, полученного в бакалавриате, не ограничивает поступление на программу, однако предпочтение отдается менеджериальному, экономическому и бизнес-бэкграунду. Опыт работы не требуется.
На программе предусмотрено 22 бюджетных места, 15 платных мест и 15 мест для иностранцев, причем в последнем случае возможно полное или частичное покрытие стоимости обучения за счет НИУ ВШЭ. Иностранные студенты будут учиться в тех же условиях, что и российские, участвовать в реальных бизнес-проектах и проходить практику в компаниях, работающих в Москве.
Гусева Наталья Игоревна
Профессор факультета бизнеса и менеджмента