• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Россия и Китай в глобальном контексте

С 4 по 11 июля в ВШЭ проходила Третья российско-китайская летняя школа по международным отношениям. О работе школы, а также договоре о сотрудничестве, заключенном между ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом, рассказывает заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Тимофей Бордачев.

— В чем заключается специфика летней школы и как возникла идея ее проведения? Почему в качестве партнерской стороны был выбран именно Китай?

— Наша летняя школа является уникальной — нигде в мире не существует российско-китайских школ по международным отношениям. Она проходит на английском языке, это еще одно принципиальное решение, поскольку английский является универсальным языком современной общественной науки и международного общения. Идея такой школы появилась летом 2010 года, когда мне довелось выступать в качестве лектора на летней школе, проводившейся в Шанхае Восточно-Китайским педагогически университетом для студентов китайских вузов. Я обратил внимание, насколько за последние годы в Китае вырос уровень подготовки и квалификации студентов магистратуры по международным отношениям. В это же время мы начали активно отстраивать бакалавриат и магистратуру по международным отношениям на факультете мировой экономики и мировой политики ВШЭ. Мы решили, что было бы очень интересно и новаторски собрать лучших российских и китайских магистрантов вместе и предложить им обсудить вопросы не двусторонних отношений, как это традиционно делается, а вопросы самой широкой международной повестки — как региональные, секторальные, так и структурные вопросы развития международных отношений. Этот эксперимент, на наш взгляд, удался.

— Как формируется программа школы, какие выбираются темы для обсуждения? Насколько быстро у российских и китайских студентов получается сработаться между собой?

— Философия российско-китайских летних школ по международным отношениям состоит в том, что мы никогда не ставим перед собой долгосрочных целей и планов развития. После каждой школы мы обсуждаем те разговоры, лекции, тот формат, который на прошедшей школе был, и решаем, как его можно улучшить на следующий год. То есть мы ориентируемся в первую очередь на нашу практику и из ее оценки исходим при подготовке очередной школы.

Исследования касались, например, таких вопросов, как потенциал и ограничения при использовании «мягкой силы» в международных отношениях, возможности сотрудничества России и Китая в свете новых угроз международной безопасности (кибер-безопасность, энергетическая безопасность, освоение Арктики и так далее), вмешательство во внутренние дела других стран под гуманитарными предлогами

В первой летней школе участвовали по десять студентов с каждой стороны, со второго года — по пятнадцать участников. На школе реализуется уникальный формат совместных рабочих групп. Все участники, по решению соорганизаторов школы Алины Савельевой и Игоря Макарова, делятся на шесть команд по пять человек: два китайца и три россиянина или наоборот. Каждая из этих команд в первый же день выбирает тему совместного исследования, а в последний рабочий день защищает свой доклад. То есть всего за пять дней только что сформированная российско-китайская команда оказывается способной сформулировать научную задачу, гипотезу, собрать материал, проанализировать проблему, подготовить презентацию и выступить с ней. Мы исходим из того, что в профессиональной жизни нынешним студентам придется работать в самых разных командах в разных обстоятельствах и соответствующие навыки они должны получить уже сейчас. И могу сказать, что я поражен тем, насколько быстро российские и китайские студенты переходят от первого знакомства к взаимодействию, это еще один феномен нашей школы.

— Какие проекты были представлены участниками в этом году?

— В этот раз исследования касались, например, таких вопросов, как потенциал и ограничения при использовании «мягкой силы» в международных отношениях, возможности сотрудничества России и Китая в свете новых угроз международной безопасности (кибер-безопасность, энергетическая безопасность, освоение Арктики и так далее), вмешательство во внутренние дела других стран под гуманитарными предлогами. Вообще тематика нынешней летней школы способствовала обсуждению более структурных сюжетов, связанных с ответственностью гражданина и государства в современном мире. Участники скорее смотрели на то, что может сделать индивидуум, а что — государство и где их права и обязанности пересекаются.

Фэн Шаолэй
Фэн Шаолэй
Еще один важный момент: собственно российско-китайские взаимоотношения практически не обсуждаются. Мы делаем попытку двигаться к решению некоторых проблем взаимоотношений Китая и России не через двустороннюю повестку, а через постановку этих проблем в глобальный контекст. Например, такой вопрос, как миграция, вокруг которого в России много предрассудков, опасений и страхов. Мы выясняем, что доля китайской миграции в Россию совершенно ничтожна по сравнению с миграцией в Россию из других стран и даже по сравнению с числом россиян, постоянно проживающих или работающих в Китае. Другой пример: вопросы военно-политических взаимоотношений двух стран могут позитивно решаться именно в контексте сохранения безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а не исключительно на двусторонней основе. Снять опасения Китая по поводу интересов России в Средней Азии можно только через создание прозрачных механизмов увеличения международной конкурентоспособности всех стран этого региона. В этом дело, а вовсе не в имперских амбициях России.

В целом подходы, интересы и озабоченности российских и китайских участников совпадают, что вполне естественно, так как важнейшие проблемы международных отношений касаются всех. В центре — проблема мирной трансформации международной системы после экономического, а затем и политического возвышения Китая и отношение к этому факту стран «статус-кво» — США и Западной Европы. Позиция России здесь достаточно сложная. С одной стороны, Россия сама всегда была державой «статус-кво», с другой стороны — у нее сейчас гораздо больше общего в подходах с Китаем, чем с нашими западным друзьями.

— Какие лекции читаются на школе? Кто выступает в качестве лекторов?

— В этом году китайские профессора Юй Наньпин и Пань Синмин прочитали лекции по последствиям мирового экономического кризиса и проблемам международной миграции. С российской стороны лекторами выступили ординарный профессор ВШЭ Леонид Григорьев и доцент нашего факультета, один из ведущих молодых специалистов по европейскому праву Кирилл Энтин. А заключительные занятия провели декан факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергей Караганов и декан Школы международных и региональных исследований Восточно-Китайского педагогического университета Фэн Шаолэй.

— Возможно ли проведение аналогичной летней школы в Шанхае?

— Только не летней, потому что летом в Шанхае невозможно находиться физически. Мы сейчас начали обсуждать с китайскими коллегами возможность организации в Шанхае зимней школы, причем с сохранением прежних участников — так, чтобы студенты поработали сначала в России, а затем в том же составе приехали в Китай. Одна из идей состоит в том, чтобы их исследовательские проекты заканчивались совместными публикациями.

— На школе было подписано соглашение о сотрудничестве между ВШЭ и Восточно-Китайским педагогическим университетом. Какие практические последствия оно может иметь?

— Мы исходим из того, что равноправное, долгосрочное и устойчивое партнерство не может быть создано в один день. Оно может сформироваться в ходе длительной совместной работы, «притирки» и понимания на практике интересов друг друга. Поэтому наша долгосрочная задача — создание магистерской программы двойных дипломов по международным отношениям — будет решаться пошагово. Мы начали практику взаимных визитов преподавателей ВШЭ и Восточно-Китайского педагогического университета: российские преподаватели приезжали с лекциями в Шанхай, китайские коллеги проводили открытые лекции в Москве для студентов Вышки.

Со следующего года мы начинаем программу обмена магистрантами. По три российских и китайских магистранта в первой половине года будут иметь возможность поездки в Шанхай и Москву, в первую очередь — для подготовки магистерских диссертаций. Мы также работаем над введением института консультантов магистерских работ из вуза-партнера. Студенты нашей магистратуры смогут получать консультации от китайских профессоров — и наоборот.

Олег Серегин, Новостная служба портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

МИЭМ ВШЭ и Нанкинский университет обсудили совместные проекты в области инженерных наук

Развитие сотрудничества в области инженерных наук стало ключевой темой в ходе очередного визита делегации Нанкинского университета (Nanjing University) в Высшую школу экономики. В этот раз гостей принималМосковский институт электроники и математики имени А.Н. Тихонова (МИЭМ) НИУ ВШЭ.

Путь к многополярности проходит через Сибирь

В НИУ ВШЭ прошла VI Международная конференция «Мировое большинство на пути к новому международному порядку». Ученые обсудили формирование многополярного мира и место в этом новом мире Глобального Юга, сотрудничество России со странами мирового большинства, новую роль Сибири в политике поворота России на Восток, а также более тесное взаимодействие экспертов для интеллектуального наполнения новых принципов международного порядка.

«Сербы не готовы забыть события 1999 года»: каковы долгосрочные последствия натовских бомбардировок

25 лет назад гражданская инфраструктура и мирные граждане Союзной Республики Югославия оказались под авиаударами НАТО. Эти события оказали огромное влияние на страну, и до сих пор сербское общество их не забыло. Несмотря на давление Запада, Сербия отказывается вводить антироссийские санкции, и Россия остается для страны одним из ключевых торговых партнеров.

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.