Образовательный рынок: вопросов больше, чем ответов
"У меня нет готовых ответов и решений на те вопросы, которые я пыталась поставить в данном проекте, поэтому мое сегодняшнее выступление — размышление на две темы: откуда возникла исследуемая проблема и как обобщить имеющиеся эмпирические исследования по ней с единой позиции", — начала свое выступление Яна Рощина.
11 марта 2008 г. прошел методологический семинар Лаборатории экономико-социологических исследований (ЛЭСИ), на котором был представлен проект доцента кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Яны Рощиной "Поведение агентов на рынке образовательных услуг России: экономико-социологические подходы к анализу".
"У меня нет готовых ответов и решений на те вопросы, которые я пыталась поставить в данном проекте, поэтому мое сегодняшнее выступление — размышление на две темы: откуда возникла исследуемая проблема и как обобщить имеющиеся эмпирические исследования по ней с единой позиции", — начала свое выступление Яна Рощина.
Докладчик отметила последние тенденции в изменении российской системы образования: снижение количества потребителей образовательных услуг в связи с надвигающейся "демографической ямой", сокращение бюджетного финансирования, изменение структуры профессионального образования по уровням и специальностям, старение материальной базы и кадров, увеличение в использовании финансовых инструментов в сфере образования и т.п. И все это — на фоне "образовательного бума", особенно в сфере высшего образования.
Для исследователя образовательного рынка сложность изучения заключается в амбивалентности (двойственности) понятий, с помощью которых описывается данный объект. "Образование — одновременно и инвестиция, и потребление, — напомнила собравшимся на семинаре коллегам Яна Рощина. — Это и частное, и общественное благо. Потребляя/инвестируя в образование, каждый человек производит и индивидуальный эффект (увеличение человеческого капитала как минимум), и "внешний" (рост общего уровня образованности в стране)". Более того, образование — доверительное благо, поэтому каждый индивид не может оценить всех качеств услуг, предоставляемых тем или иным образовательным учреждением, и вынужден полагаться на косвенные оценки качества (репутация, престиж, слава).
Образование — услуга или товар? Вопрос не праздный, уверяла Рощина: "Не все исследователи данной тематики приемлют, что образование — услуга". Но и согласие с этой точкой зрения не дает дополнительных преимуществ исследователю, т.к. особенности данного рынка сбивают с толка любого ученого. К примеру, наличие одновременно платных и бесплатных услуг в одном и том же вузе ставит под вопрос тезис о том, что образовательный рынок — это рынок, а не что-то другое. Как влияет однородность платных и бесплатных услуг в рамках одной школы на характер обменных отношений между потребителями блага и его производителями — вопрос так же остается (пока) без ответа. Если качество блага зависит от усилий потребителей (школьника, студента, его семьи, государства, образовательного учреждения), то какие эффекты и взаимозависимости вытекают из этого? Что такое качество услуги и как его измерить?.. Эти и другие особенности рынка образовательных услуг, по мнению Рощиной, позволяют говорить о данном объекте исследования как о специфической реальности, которую сложно, но нужно изучать. "Специфичность рынка дает основу для исследования поведения потребителей на нем", — подытожила Яна Рощина.
С этой позицией не согласился руководитель ЛЭСИ профессор Вадим Радаев: "Любой рынок — специфичен, и образовательный не является исключением". Вопрос о том, является ли образовательный рынок рынком, снимается работами Карла Поланьи, в которых венгерский ученый показывает, что вся хозяйственная жизнь строится на рыночных, распределительных и реципрокных отношениях. Если согласиться с Поланьи и использовать его идеи в исследовании, то ответы на многие вопросы станут очевидными, отметил Радаев.
Подводя итоги семинара, Вадим Радаев обратился к коллегам с призывом не упрощать реальность, не сводить все разнообразие к одному (двум-трем) основаниям.
Вам также может быть интересно:
ВШЭ и Политехнический университет Милана запускают большой проект исследования результативности вузов
Он получил название EPI– Efficiency, Performance and Impact of Higher Education Institutions. Базой для реализации проекта станет лаборатория «Развитие университетов» Института образования ВШЭ, а руководителем — профессор Томассо Агасисти из Миланского политеха, один из ведущих мировых специалистов в сфере экономики образования.
10 фактов о российских учителях
Представляем количественные и качественные данные о деятельности важнейших в экономике знаний специалистов.
От социального действия к эволюции общества
Как антропологи объясняют уравнение Судного дня? На каких принципах строится понимающая социология? Как устроена экономика «неформального здравоохранения»? Почему россияне занимаются самолечением в интернете? Ответы на эти и другие вопросы читайте в новом номере журнала «Экономическая социология».
Социология оценивания
Почему для полиции одни правонарушения «привлекательнее» других? Как создаются успешные видеоигры? Всегда ли штрафы, награды и прочие материальные стимулы хорошо работают? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №4).
Экономическая социология о здоровом стиле жизни, геймификации и музыкальных хитах
Влияет ли классовая принадлежность человека на его склонность к здоровому образу жизни? Действительно ли внедрение игровых методик повышает мотивацию работников? Что успех Рианны в радиочартах значит для исследователя инноваций? Ответы на эти и другие вопросы опубликованы в новом номере журнала «Экономическая социология» (Том 17, №3).
Экономическая социология: взгляд в историю и в будущее
Некоторые исследователи, как, например, Дэвид Грэбер, предлагают необычную точку зрения на экономику минувших веков. Другие, как нобелевский лауреат Роберт Солоу, предсказывают, что с ней произойдет в ближайшем столетии. Чем интересны и ценны новейшие взгляды этих и других ученых на развитие общества? Об этом читайте в свежем номере журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.17. № 1. Январь 2016).
Качество учебы и культуры: мнение социологов
Российские студенты взаимодействуют с преподавателями менее плотно, чем американские, но посещают занятия чаще и довольны качеством учебы в той же мере, что и студенты США. Культура в мире все больше оценивается не по художественной ценности, а по уровню продаж, и похоже, интеллектуальные потребители смирились с положением. Этим и другим темам посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 5, декабрь 2015).
Экономическая социология: всё не так, как кажется
В Соединенных Штатах, вполне возможно, не хватает открытой конкуренции? Современная молодежь покидает родительские дома иначе, чем в свое время это делали более старшие поколения? Чтобы правильно понять глобальные рынки, ученые должны использовать микрометоды? Эти и другие вопросы рассматривает свежий номер журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.16. № 5. Ноябрь 2015).
Риски и телесность как объекты социологии
Как соотносятся риски и ответственность в современном обществе? Почему телесные практики, в частности йога, становятся отправной точкой для культурной и социальной идентификации? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер бюллетеня Лаборатории экономико-социологических исследований ВШЭ «ЭСФорум» (№ 4, октябрь 2015).
Экономическая социология: преодоление недопонимания
Каким образом закон становится барьером для функционирования международных фирм в России? Как формируется доверие к компании в ситуации обеспокоенности заинтересованных сторон? Почему медиарынку свойственна большая доля неформальных отношений? Ответам на эти и другие вопросы посвящен свежий номер журнала ВШЭ «Экономическая социология» (т.16. № 4. Сентябрь 2015; журнал входит в перечень периодических изданий ВАК при Минобрнауки РФ).