Каталония и Шотландия: чем различаются «нации без государств»
На факультете мировой экономики и мировой политики состоялось первое заседание Европейского клуба. В рамках встречи профессор Луис Морено Фернандес из Испанского национального исследовательского совета рассказал о сходствах и отличиях двух западноевропейских наций, не имеющих государственных образований, — Каталонии и Шотландии.
Объединение одновременно с децентрализацией
Темой стремления наций к самоопределению профессор Морено занимается уже более 30 лет. Согласно его наблюдениям, с одной стороны, сейчас в Европе явно заметна тенденция к усилению децентрализации и развитию федеральных моделей государств. С другой стороны, происходит укрепление наднациональных образований, таких как Европейский Союз. По словам профессора, «в Европе происходят два разнонаправленных процесса – объединение стран в ЕС и децентрализация внутри многих стран».
Расширение ЕС выводит на первый план проблему дисбаланса власти между странами и регионами. Экономически и политически значимые крупные регионы Германии, Италии или Испании имеют меньше прав в рамках ЕС, чем меньшие по размеру новые страны-участники (Кипр, Эстония, Литва). Такое неравномерное распределение властных полномочий и невозможность влиять на решения ЕС усиливает стремление некоторых регионов к независимости.
Каталонцы радикальнее шотландцев?
Сравнивая ситуацию в Каталонии и Шотландии, профессор Морено указал на некоторые сходства и различия. С исторической точки зрения оба региона в свое время обладали широкой политической автономией в качестве отдельных этнических объединений, что заложило основу национального самосознания. В настоящее время и в Шотландии, и в Каталонии большинство мест в парламентах занимают националистические партии, ставящие своей целью достижение независимости. Кроме того, и к шотландцам, и к каталонцам применимо понятие «двойной национальности», которая складывается из региональной (этнической) идентичности и государственной идентичности.
В своих исследованиях профессор Морено пришел к выводу, что «чем больше этнотерриториальная идентичность превалирует над современной государственной идентичностью, тем сильнее оказываются требования независимости». И наоборот, «чем более развита государственная идентичность, тем ниже вероятность развития конфликтов». Эта концепция лежит в основе вопроса Морено, сформулированного профессором для использования в опросах общественного мнения на тему национальной самоидентификации.
Я считаю себя исключительно: шотландцем/каталонцем (тут указывается этническая группа, стремление которой к независимости исследуется)
Я считаю себя скорее <шотландцем, чем британцем> (сравнивается этническая и государственная идентичность).
Я считаю себя в равной степени <шотландцем и британцем>
Я считаю себя скорее <британцем, чем шотландцем>
Я считаю себя исключительно <британцем>.
Количество людей, выбирающих ответ «Я считаю себя исключительно шотландцем» в последнее время снижается, тогда как в Каталонии наблюдается обратная тенденция – каталонцами сегодня себя считают втрое больше людей, чем 30 лет назад.
Разительное отличие Шотландии от Каталонии заключается в позиции центральной власти по отношению к регионам. В Великобритании правительство приняло программу развития автономии Шотландии (так называемая программа devo-max), конечной целью которой является передача большого числа полномочий (исключая сферу международных отношений и обороны) на региональный уровень. В Испании же центральная власть не готова идти навстречу Каталонии в том, что касается расширения полномочий или проведения референдума о независимости. Возможно, это отличие объясняет и разницу в результатах опросов о независимости в обоих регионах. В прошедшем в сентябре 2014 года шотландском референдуме приняло участие 85% избирателей, что сделало его в высшей степени легитимным. Результаты оказались достаточно близкими — 45% высказались за отделение и 55% против. В то же время в Каталонии в неофициальном опросе общественного мнения (ноябрь-2014) участвовало всего 37% жителей, а результаты оказались более радикальными — 85% выбрали вариант объявления независимости.
Еще одно различие, выделенное Морено, связано с удельным весом региональных экономик. В Шотландии проживает 8% британского населения и производится 8,2% ВВП, тогда как на долю Каталонии приходится 20% ВВП, а испанское население составляет 16%. Возможно, по этой причине каталонцы более настроены на независимость, чем шотландцы. Учитывая жесткую позицию правительства Испании, возможно обострение конфликта.
Общие для ЕС проблемы
В заключение профессор Морено обозначил некоторые стоящие перед ЕС проблемы. Один из острых вопросов — определение территориальной подотчетности и ограничение суверенных прав государств. Другими словами, необходимо определить, решения какого рода могут приниматься на региональном или даже локальном уровне, а какие вопросы должны быть переданы в компетенцию европейского правительства. Совершенно очевидно, что суверенные государства с настороженностью относятся к идее ограничения своих прав. Не менее остро стоит проблема бюрократизации европейских институтов. Вместе с тем, по мнению лектора, федеральная модель ЕС вполне жизнеспособна и европейскому единству ничего не угрожает.
Подготовила Мария Бесова
Вам также может быть интересно:
«России и ЕС необходимо наконец честно и открыто начать говорить друг с другом»
Одержав некогда победу в холодной войне, сегодня Европа рискует проиграть мир после нее. Нынешние противоречия России и ЕС в вопросе Украины — лишь видимый симптом той «вялотекущей болезни», которую обе стороны отказывались лечить последние двадцать лет. Российско-европейский кризис и его причины обсудили на круглом столе, организованном факультетом мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, Советом по внешней и оборонной политике и журналом «Россия в глобальной политике». Поводом к встрече послужила статья Сергея Караганова «Европа: поражение из рук победы».
Страны объединяются и противостоят диктату инвесторов
Государства формируют альянсы, чтобы успешнее привлекать на свои рынки международный капитал и одновременно противостоять его диктату, рассказал заведующий кафедрой мировой политики НИУ ВШЭ Максим Братерский в докладе «Политические функции региональных экономических объединений».
Диалог Россия – ЕС: визовый режим мог бы быть проще
5 ноября в ВШЭ прошла презентация «Доклада об упрощении и либерализации визового режима между Россией и Евросоюзом», подготовленного при поддержке Гражданского Форума ЕС-Россия.
Семинар по проекту «ERA.NET-RUS»
16-17 мая в ВШЭ прошел Международный семинар по определению приоритетов в сфере науки и технологий, организованный ИСИЭЗ в рамках проекта «ERA.NET-RUS». Его участники намечали посредством дорожных карт тематические ориентиры научного сотрудничества между Россией и ЕС.
«Новый закон «Об образовании» мне нравится»
16 апреля на семинаре Института образования ВШЭ «Актуальные исследования и разработки в области образования» с докладом «Актуальные тенденции в образовательном праве и политике в Европе» выступил профессор Колледжа Европы (Брюгге, Бельгия) Ян де Грооф.
Партнерство России и Евросоюза в науке
5 марта Центр международных проектов ИСИЭЗ ВШЭ провел международный круглый стол «Формирование предложений по повышению эффективности научно-технического сотрудничества Россия — ЕС».
Студенческая конференция «Вызовы XXI века»
В Высшей школе экономики прошла студенческая конференция по проблемам мировой экономики и международных отношений «Вызовы XXI века». О конференции рассказывает один из ее организаторов, председатель студенческого научного клуба факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Константин Подкопаев.
В Высшей школе экономики рассказали, что будет с евро
25-27 мая в Высшей школе экономики под патронатом Российско-Германской Внешнеторговой палаты состоялся XV симпозиум «Что будет с евро? Страны и банки в долговом кризисе», организованный ассоциацией «диалог+».
Интервью с Мареком Домбровски
Интервью участника XIII Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества — профессора, бывшего председателя Правления CASE — Центра социально-экономических исследований в Варшаве Марека Домбровски.
Новый КГБ №13
Россия в 2011 г. по росту ВВП оказалась лишь на 87-м месте в мире, а в наступившем году индикаторы указывают на снижение темпов роста — одна из тем регулярного обзора Центра развития НИУ ВШЭ.