Кто пожертвует на Университет?
О том, как канадские университеты работают со своими выпускниками, как помогают студентам делать карьеру и можно ли использовать этот опыт в Вышке, рассказывают начальник Управления по развитию карьеры и взаимодействию с выпускниками ГУ-ВШЭ Дарья Орешина и редактор журнала HSE{diary} Кирилл Кисель.
— Даша, Кирилл, в конце прошлого года в составе группы преподавателей и сотрудников Вышки вы ездили в Канаду, где в числе прочего изучали, как канадские университеты работают со своими выпускниками. В чем, на ваш взгляд, заключается эта работа?
Кирилл Кисель:
— В одном из университетов Монреаля, где мы были, — McGill University, которому около 175 лет, ассоциация выпускников существует 150 лет. Нам рассказывали, как построена ее работа. Ассоциация рассылает выпускникам письма, обзванивает, приглашает на мероприятия. Например, ежегодно в университете проводится так называемый home coming: туда приезжают выпускники, чтобы просто пообщаться (McGill University имеет огромный кампус, о котором мы в Вышке можем только мечтать). Другие мероприятия не такие масштабные, то есть их проведение не требует больших усилий.
Ассоциация выпускников занимается и другими видами деятельности — например, организует для выпускников лекции (дополнительное образование), страховые и финансовые программы, обеспечивает им допуск в университетскую библиотеку, дает скидки на путешествия.
Но главная задача ассоциации, на мой взгляд, — фандрайзинг: сбор денег для университета.
— Много ли удается собрать? На что идут деньги?
— Пожертвования выпускников исчисляются миллионами долларов — в этом университете учились студенты не только из Канады, но и из США, многих других стран, среди них есть богатые, успешные, те, кто окончил университет 40—50 лет назад. Деньги идут на развитие университета — инновационные программы, реализацию инициатив студентов, многое другое.
— Жертвовать на университет — это традиция?
— Да, но в то же время выпускникам нужно постоянно напоминать о существовании их университета, о появлении новых программ и инициатив, о необходимости пожертвований. О технологии такой работы нам подробно рассказывал руководитель ассоциации выпускников McGill University. Например, он лично звонит тому или иному выпускнику и говорит: "Здравствуйте. Я руководитель ассоциации выпускников нашего университета. У нас есть такие-то программы, у нас инициативные студенты, они хотят многого добиться в жизни. Помните, вы сами были таким? Вы заинтересованы в том, чтобы университет развивался, а его студенты добивались успеха? Если да, то пожертвуйте нам такую-то сумму". На это человек чаще всего отвечает, что, конечно же, готов пожертвовать и перечисляет университету хоть 50, хоть 500 долларов.
Другой способ стимулировать выпускников делать пожертвования — рассылка по электронной почте. Точно так же предлагается перечислить деньги. Если выпускник соглашается, он может сразу ввести номер своей кредитной карты и назвать сумму, которую он готов перечислить. Данные обо всех выпускниках находятся в единой базе, каждый имеет свой идентификационный номер, поэтому организовать рассылку несложно. В той же Канаде или США отлажены подобные технологии сбора пожертвований на развитие не только университетов, но и самых разных некоммерческих организаций. В Северной Америке существует целая индустрия программ по сбору пожертвований.
— В чем заключается интерес выпускников, перечисляющих деньги?
— Как я понимаю, у выпускников здесь нет соображений личной выгоды. Просто они хотят, чтобы университет, где они учились и благодаря которому добились успеха, развивался. В глобальном смысле они жертвуют на благо следующих поколений.
— Каковы обязанности руководителя ассоциации выпускников McGill University? Что он за человек? Работает на полную ставку или по совместительству?
— Он очень серьезный менеджер, ему около 50 лет, и это, конечно же, его основная работа. Он нам рассказывал, что если он не сумеет "поднять", скажем, 60 млн. долларов в год (столько, сколько запланировано), его могут уволить. Говорил он это серьезно или шутил, сложно сейчас сказать.
— Где располагается офис ассоциации?
— В отдельном здании на территории кампуса (ассоциация официально является составной частью университета). По-моему, оно было построено в 30-е годы прошлого века, а сейчас оборудовано по последнему слову техники. Туда всегда могут прийти выпускники, чтобы пообщаться, получить информацию об университете.
Административный аппарат ассоциации — это не только менеджеры, отвечающие за фандрайзинг, но и другие сотрудники. Например, ассоциация выпускает свой журнал, у нее есть сайт, call-центр и проч.
— Как в канадских университетах работают центры развития карьеры?
— Мы были в Concordia University в Монреале. В состав этого университета входит Школа бизнеса имени Джона Молсона, в которой есть Центр развития карьеры. У него те же направления работы, что и у Центра развития карьеры ГУ-ВШЭ. Его сотрудники проводят тренинги для студентов, обновляют базу вакансий, принимают от студентов резюме, организуют ярмарки вакансий. Если студент записался на мероприятие, но почему-то не пришел, ему обязательно позвонят, спросят о причине. Сам факт обзвона свидетельствует о заинтересованности организаторов мероприятий в том, чтобы к ним ходили, принимали участие во встречах.
Дарья Орешина |
— В Центре развития карьеры Concordia University работают около десяти штатных сотрудников и в несколько раз больше волонтеров, которые рассказывают студентам, что такое Центр развития карьеры, чем он может быть полезен, консультируют, как писать резюме, зачем нужно проходить тренинги. Быть волонтером очень престижно.
В Центр развития карьеры может прийти любой студент. В определенные часы там можно получить консультацию, взять специальную литературу, зайти в Интернет, принять участие во встречах с работодателями и других мероприятиях. У центра большое, специально оборудованное помещение.
— Что из опыта канадских университетов по работе с выпускниками и организации центров развития карьеры реально использовать в Высшей школе экономики?
— Если бы наш Центр развития карьеры имел такое же помещение, как в Concordia University, работа была бы намного эффективнее. В остальном же наш центр точно так же развивает отношения с работодателями, и проблемы у нас общие. В Concordia University лишь несколько месяцев назад ввели автоматизированную систему взаимодействия с работодателями, в Вышке такая же система заработает в самое ближайшее время. Работодатели смогут регистрироваться на портале, у каждого будет своя директория для размещения вакансий, мы их будем включать в рассылку, а они смогут тут же получать отклики.
Что касается работы с выпускниками, то технологии фандрайзинга, которые используют канадские университеты, мы сможем в полной мере применять, наверное, лет через десять. McGill University в десять раз старше Вышки. Когда у нас будет в десять раз больше выпускников, с ними можно будет работать по-другому.
— Вы не пробовали рассылать выпускникам письма с предложениями пожертвовать на развитие университета?
— Пока нет, но можем попробовать.
Проблема вот в чем. Многие из тех, кто окончил Вышку, еще не привыкли к тому, что у нас есть Ассоциация выпускников, Деловой клуб выпускников. Через несколько лет ситуация изменится — те, кто сегодня учится в университете, точно будут об этом знать. Сейчас одна из наших задач — приучить студентов к мысли о том, что Вышка думает о своих выпускниках и что выпускники не должны забывать о Вышке. Фандрайзинг уместен только в большой среде выпускников, поддерживающих связь со своим вузом.
Молодые преподавателиГУ-ВШЭ в Квебеке |
Борис Старцев, Новостная служба портала
В ноябре 2007 года делегация молодых преподавателей и сотрудников ГУ-ВШЭ во главе с проректором Татьяной Четверниной побывала в Канаде. В ее состав входили представители московской Вышки — Артур Бояров, Александр Рожков, Марина Иванова, Дарья Орешина, Кирилл Кисель, а также Раиса Красавина и Елена Тарунина из Нижегородского филиала, Павел Шило из Санкт-Петербургского филиала. В ходе поездки они познакомились с различными аспектами работы канадских университетов, прослушали лекции по гендерной проблематике, посетили статистические центры и общественные организации.
Для членов делегации поездка оказалась полезной не только в плане знакомства с опытом канадских университетов, но и для дальнейшей работы в команде. По ее результатам будут проводиться совместные исследования с участием представителей филиалов, создаваться учебные курсы, в том числе по гендерной проблематике.
Вам также может быть интересно:
«ВШЭ дала возможность заняться теми исследованиями, которыми я хотел»
Закари Япл стал первым иностранным аспирантом департамента психологии, получившим степень PhD в Высшей школе экономики. В сентябре состоялась защита его диссертации, подготовленной в Центре нейроэкономики и когнитивных исследований Вышки и посвященной нейрофизиологическим аспектам принятия рискованных решений.
Выпускной–2018: как это было
Темой общевышкинского выпускного, прошедшего в «Известия Hall», в этом году стала «бондиана». Участников вечера ждали шпионские игры и конкурсы, британский юмор и, конечно, много музыки.
111
выпускников бакалавриата и магистратуры Школы дизайна НИУ ВШЭ получили 30 июня дипломы (треть из них — красные). Это был первый выпуск Школы дизайна.
«Самое главное в Вышке — это ощущение бесконечной свободы»
В Вышке прошел общеуниверситетский выпускной, темой которого стала вселенная Гарри Поттера. В этом году организацию выпускного, начиная от выбора места и заканчивая развлечением гостей, взяли на себя студенты ВШЭ, а прийти на него могли не только выпускники, но и их друзья и родные.
Учебный год в Лицее НИУ ВШЭ закончился. Что в нем было особенного?
«Сегодня все мы пассажиры и отправляемся в полет — в полет на острова HSE», — такой была главная идея «Последнего звонка» в Лицее Высшей школы экономики, который прошел26-го мая. Мы тоже решили совершить своеобразное путешествие, но не на острова, а в лицейский 2016/2017 учебный год. Вспомним самые важные и интересные события из жизни лицея за этот период.
«Мечтайте и двигайтесь в своем направлении, а Вышка всегда будет рядом»
28 июня в Высшей школе экономики прошел очередной общеуниверситетский выпускной вечер. В этом году темой праздника выбрали будущее и непрерывный прогресс. Двигателями прогресса и станут выпускники университета.
Вышка наградила своих лучших выпускников
16 октября в «Ролл Холл» прошла ежегодная встреча выпускников Высшей школы экономики и церемония вручения премии HSE Alumni Awards 2015.
«Вышка, и ее герои, и ее сила всегда будут с нами»
20-го июня выпускники НИУ ВШЭ этого года, а также те, кто уже давно закончил Вышку, и те, кому еще только предстоит это сделать, вместе с преподавателями отметили выпускной-2015. По традиции общеуниверситетские выпускные в Вышке делают тематическими. На этот раз пространство клуба Space Moscow превратилось в «Тысячелетний сокол» — вымышленный космический корабль из знаменитой космической одиссеи Джорджа Лукаса «Звездные войны».
В Лицее НИУ ВШЭ прошел первый выпускной
19 июня Лицей Вышки отпраздновал первый в своей жизни выпускной. Каждый из 58 учеников из первого набора получил в этот день помимо аттестата, еще и диплом «звезда в созвездии Лицея». И этот пафос вполне оправдан, учитывая количество дипломов Всероса, других олимпиад и баллы ЕГЭ (окончательные результаты еще подсчитываются, но уже ясно, что более 30 лицеистов получили по какому-либо предмету 90 баллов и больше).
Выпускной: пошаговая стратегия
20-го июня Вышка приглашает выпускников, студентов и преподавателей на общеуниверситетский выпускной, который пройдет в клубе «Space Moscow» по мотивам космической саги «Звездные войны». Бесспорно, это лучшая вечеринка года. Но чтобы все точно прошло как надо, не забудьте сделать несколько правильных «шагов».