«Основная ставка — на студентов магистратуры и аспирантов»
Около 80 % студентов Высшей школы экономики, принявших участие в ежегодном этапе Мониторинга студенческой жизни, отметили, что хотели бы получить опыт обучения в зарубежном вузе. Связанные с этим результаты мониторинга комментирует заместитель проректора, начальник управления международной академической мобильности ВШЭ Борис Железов.
— Борис Валерьевич, Центр внутреннего мониторинга проводит серию интервью с руководителями отдельных направлений деятельности университета, в которых они комментируют проблемы и пожелания студентов, высказанные в рамках Мониторинга студенческой жизни. Ряд пожеланий касался расширения масштабов студенческой международной мобильности. Расскажите, пожалуйста, как обстоят дела с этим в Вышке?
— Прежде всего, правильно было бы «разделить» академическую мобильность: бывают поездки, направленные на получение новых знаний и компетенций по определенным профилям подготовки, и бывает мобильность «вообще», когда поездка осуществляется с ознакомительными, туристическими, внеучебными или другими целями. Соответственно, наше управление занимается только учебной или академической мобильностью. При этом Вышка поддерживает и другие типы мобильности (у нас ездят спортсмены, пианисты, хор), но ими занимаются другие подразделения, например управление по внеучебной работе со студентами.
Академическая мобильность в широком понимании — это и мобильность преподавателей, и мобильность студентов. Для студентов у нас есть отдел международных студенческих программ и Центр международных образовательных программ (ЦМОП). Студенты, которые заинтересованы в осуществлении международной мобильности могут обращаться к сотрудникам отдела международных студенческих программ — Марии Апанович и Екатерине Гаркал, директором ЦМОП является Роман Котов.
Также отмечу, что студентам следует обращаться к нам в том случае, если они собираются поехать за рубеж в ходе обучения в нашем университете, получение зарубежного образования вне наших образовательных программ, в принципе — вне нашей компетенции.
— По данным мониторинга студенческой жизни около 15% студентов ВШЭ имели опыт обучения за рубежом, причем если не учитывать тех, кто принимал участие в летних и языковых школах, то эта доля снизится до 3%. На какие количественные показатели студенческой академической мобильности ориентируется Вышка в своем развитии?
— Согласно принятой в университете Программе развития в ближайшие 2-3 года мы предполагаем увеличение количества студентов магистратуры, направляемых на встроенное обучение в магистратуры ведущих зарубежных университетов, с нынешних примерно 60 до 200 человек ежегодно.
Основная ставка сделана на студентов магистратуры и аспирантов, потому что важно, чтобы студент за рубежом начал изучать то, чего он не может изучить здесь, если говорить о содержательной стороне вопроса. А содержательно студент может понять, что ему интересно и что он должен изучать, в основном уже на уровне магистратуры и на уровне подготовки кандидатской диссертации. Необходимо учитывать, у нас одно из самых молодых, а может даже самое молодое студенческое население по сравнению со всеми странами Европы, или ОЭСР. И это, во многом предопределяет тот факт, что на уровне магистратуры и аспирантуры нам значительно труднее реализовать принятый в других странах «студенческо-ориентированный» подход. Потому что наши студенты имеют гораздо меньше практического опыта и знаний, и им трудно вообще самим понять, что им на самом деле пригодится.
— В ответах на вопросы мониторинга мы получили целый ряд пожеланий о расширении и укреплении связей с зарубежными университетами. Например. «Более широкое вовлечение университета в международные программы обмена» (студент 5 курса факультета мировой экономики и мировой политики); «Больше международных программ обмена студентов на модули, чтобы мы к ним ездили по идентичной программе, и чтобы они к нам ездили… так было бы намного интереснее учиться!» (студент 5 курса отделения логистики). Потенциальный спрос на программы мобильности со стороны студентов огромен: более 80% студентов заявили, что хотели бы получить опыт обучения в зарубежном вузе. В то же время, как показывают данные опроса, краткосрочные программы более востребованы студентами, чем долгосрочные. На какой тип программ делает ставку Вышка?
— В настоящее время университет делает ставку на долгосрочные программы, которые действительно позволяют студентам получить уникальные компетенции, освоить новые специализации. Мы полагаем, что если студент едет обучаться на семестр и более, то он приобретает существенно более востребованные на рынке труда знания, его ценность на рынке труда серьезно повышается. Кроме того, поддержка университета чаще всего требуется именно студентам, уезжающим за рубеж по долгосрочным программам. Это не исключает поддержки участия студентов в программах кратковременного обучения, таких как летние школы. Для этого университет проводит специальный конкурс. В большинстве случаев, особенно, когда студент затем собирается работать в бизнесе, мы ожидаем, что он самостоятельно сделает финансовые вложения в собственное образование. Другое дело, когда речь идет о студентах, которые видят свою дальнейшую карьеру в исследовательской, академической среде. Такие студенты нуждаются в специальной поддержке, потому что здесь срок окупаемости их инвестиций в образование за рубежом гораздо более длительный, чем в бизнесе.
Остается открытым вопрос о механизмах такой поддержки, и мы будем стараться обеспечить студентам максимально комфортные условия на длительных программах обучения. Мы ведем переговоры с нашими партнерскими университетами и постепенно добиваемся снижения стоимости — не только за счет скидки, но и за счет возможного уменьшения времени пребывания для освоения образовательной программы: например, договариваемся о возможности подготовки выпускной работы или диссертации уже по возвращении домой.
— Если говорить о долгосрочных программах, то анализ ответов студентов показывает, что наиболее востребованными оказываются программы двойных дипломов — 48% студентов указали их в качестве приоритетных. Что делается университетом в этой сфере?
— На сегодняшний день у нас реализуется более десяти программ двойных дипломов. Информация о существующих программах представлена на портале. В основном они организованы в рамках наших наиболее массовых направлений: экономики и менеджмента. Но сейчас мы будем развивать программы двойных дипломов на факультетах философии, социологии, прикладной политологии, права и других. Студенты справедливо указывают, что уровень интернационализации различных факультетов неодинаков, и мы надеемся, что отстающие в этом смысле факультеты будут подтягиваться.
— В рамках мониторинга студентам предлагалось указать страны, в которые они хотели бы поехать учиться. Наиболее популярные страны по программам двойных дипломов: Великобритания (27%), США (21%), Франция (13%), Германия (12%). С университетами каких стран Вышка старается развивать сотрудничество?
— Приоритеты студентов отражают общероссийскую статистику мобильности, и очевидно, что они стремятся получить образование мирового класса, которое доступно в этих странах. Можно сказать, что у нас есть определенные приоритетные регионы: это Западная Европа, США и Китай. По мере развития отделения востоковедения, факультета мировой экономики и мировой политики будет развиваться сотрудничество с университетами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас, к сожалению, природные катастрофы не способствуют развитию связей с Японией. Но не исключаю, что следующий этап активного взаимодействия, сотрудничества в академической сфере будет связан именно с Японией.
— Многие студенты, указывая причины, по которым они не хотели бы участвовать в программах международной мобильности, говорят, что им непонятно, как будет производиться зачет дисциплин. Некоторые боятся оказаться на грани отчисления. Оправданы ли их опасения?
— Совсем недавно у нас было принято и утверждено положение об исходящей студенческой мобильности — с ним также можно ознакомиться на нашем сайте. Если аккуратно следовать всем тем положениям, которые в нем прописаны, то никакой угрозы отчислений не существует. Студенту необходимо составить свой индивидуальный учебный план и утвердить его до отъезда. Иногда возникают ситуации, когда университет меняет расписание, и у студента по объективным причинам не получается выполнить утвержденный план, но это относится к меньшей части его учебной программы, и здесь мы всегда встаем на сторону учащегося. Сейчас можем утверждать, что прописаны все механизмы соблюдения интересов студентов, которые уезжают, и они предварительно могут оценить имеющиеся риски.
— Как показывают результаты Мониторинга студенческой жизни за два последних года, доля тех, кто хотел бы поехать учиться за рубеж, достаточно велика. В то же время реальный опыт академической мобильности получают немногие. Как вы считаете, каковы основные причины такой низкой активности?
— Я уже упоминал, что у нас есть проблема со студенческой активностью. Частично это происходит вследствие того, что у нас студенческое население самое молодое, частично — вследствие других ограничений, таких как жесткие сроки обучения, которые не позволяют определиться со своей образовательной траекторией. Инициативных обращений студентов к нам действительно немного. Но должен признать, что мы как международный блок пока еще недостаточно готовы к тому, чтобы эти инициативы поддерживать. Пока у нас еще недостаточно средств, чтобы поддержать большой поток заявок, недостаточно партнерских связей, чтобы предложить студенту спектр вузов и программ, на которые он может подать заявку. Также хотелось бы иметь возможность предложить какой-то спектр фондов, займов или других механизмов финансовой поддержки. Это поле для нашей дальнейшей работы.
Однако я должен честно сказать, что нас удивляет низкий спрос студентов на некоторые уже имеющиеся программы, в рамках которых есть возможность получить конкурентоспособный диплом по цене иномарки гольф-класса. Это крайне выгодная инвестиция в собственный человеческий капитал, но спрос пока не очень велик. Возможно, это должно стать темой для специального исследования. И для улучшения нашей работы нам необходимо знать, сколько студентов хотели бы участвовать в такого рода программах и готовы вкладывать деньги в свое образование.
Иван Груздев, специально для новостной службы портала ВШЭ
Апанович Мария Юрьевна
Железов Борис Валерьевич
Котов Роман Игоревич
Ходорова Екатерина Алексеевна
Вам также может быть интересно:
60
студентов в 2013-2014 учебном году смогли на время сменить кампусы ВШЭ, в которых они проходят обучение.
Мобильность приводит к потере времени и вкуса к подвижной жизни
20 марта, выступая с публичной лекцией в объединении «Музей Москвы» в рамках проекта Высшей школы экономики «Университет, открытый городу», заведующий кафедрой практической философии ВШЭ Александр Филиппов рассуждал о парадоксах мобильности.
Мобильность населения России по доходам в 2000-2005 гг.
3 июня на семинаре Лаборатории исследований рынка труда (ЛИРТ) Анна Лукьянова (ЦеТИ ГУ-ВШЭ) представила результаты своего исследования мобильности населения по доходам в 2000-2005 гг.