США после Трампа: «две разные Америки живут рядом»
Коронакризис по-разному повлиял на доходы отдельных групп американцев, что и привело к радикально различающимся результатам их голосования на выборах президента США. Об этом, а также о том, как будут развиваться события в Штатах в ближайшее время, рассказал профессор, научный руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев в рамках онлайн-семинара факультета мировой экономики и мировой политики Вышки.
На политическую историю США, в том числе и новейшую, сильно влияют экономические циклы, отмечает Леонид Григорьев. Американский избиратель голосует карманом, и его голосование зависит от того, что перевесит – восприятие текущей экономической ситуации или память о недавнем положении дел. В одном случае может перевесить память о недавних трудностях, в другом – нынешние показатели.
Профессор напомнил, что кризис 2008-2009 гг. вызвал почти двукратный (до 9,6%) рост безработицы в США к 2010 г. В отдельных крупнейших штатах он превышал этот уровень, в частности в Мичигане он достиг 13,6%, а во Флориде – 11%. Барак Обама, занимавший президентский пост в 2009-2017 гг., не был виноват в подъеме безработицы, который стал следствием проблем, накопившихся в экономике до его появления в Белом доме. Однако многие обыватели американской глубинки, особенно временно терявшие работу, винили в ситуацию именно Обаму.
В 2016 году безработица снизилась до 4,9%, и часть аналитиков прогнозировала, что экономическая ситуация сыграет в пользу демократов во время президентской кампании 2016 года. Но свежая память о безработице во время первого срока Обамы и необходимость смены рода занятий из-за деиндустриализации многих штатов уже после кризиса, привели к поддержке значительной частью американцев лозунгов Дональда Трампа.
На выборах 2020 года избиратель мог вспоминать о низкой безработице в январе, потом ее резком (до 14%) всплеске в мае и достаточно быстром снижении вплоть до начала второй волны коронавируса. К сентябрю кризис ослаб, но люди не успели среагировать на положительные изменения, полагает Леонид Григорьев.
Экономическая политика Трампа – снижение налогов, стимулирование развитие производства в стране и другие меры – была его сильной стороной, уровень поддержки этой политики был выше, чем поддержка его деятельности в целом. Во многом поэтому значительная часть американцев проголосовала за прежнего президента, несмотря на явный провал его администрации в борьбе с коронавирусом. Даже на фоне роста безработицы одобрение экономической политики Трампа снизилось незначительно. Леонид Григорьев объясняет это тем, что безработица коснулась в большой степени мигрантов, не имеющих права голоса. В то время как состоятельные люди пострадали меньше, кроме того, у них есть сбережения.
Резкое падение экономики и помощь государства населению в период коронавирусного кризиса привели к довольно неожиданным результатам. Получатели помощи из низкодоходных групп преимущественно тратили ее на текущее потребление, а представители высокодоходных групп вложили в освободившиеся из-за снижения потребления и запрета путешествий средства в ценные бумаги и недвижимость, следствием чего стало повышение цен на жилье и рост рынка акций.
Резко отличавшееся влияние кризиса на доходы отдельных групп населения привело к радикально различающимся результатам их голосования на выборах в ноябре 2020 года. По данным экзитполлов, 54% американцев с доходом более 100 000 долларов на семью голосовали за Трампа, за Байдена – 42% представителей этой категории. За Трампа проголосовали 58% белого населения, за Байдена 41%. Но среди белых, не окончивших колледж, Трампа поддержали 67%, а голоса белых с высшим образованием разделились почти пополам. За Байдена проголосовали 87% афроамериканцев, 70% небелых, окончивших колледж, и 72% небелых без высшего образования. За бывшего президента голосовали 51% работавших полный день, при этом 57% работавших неполный день поддержали Байдена.
Кроме того, демократов поддержали выходцы из Азии и испаноязычные жители США. Несмотря на то, что они имеют более высокий доход, чем афроамериканцы, эти категории, по мнению Леонида Григорьева, почувствовали себя некомфортно из-за агрессивной риторики и, отчасти, действий Трампа.
Нынешняя «демократическая коалиция» избирателей, проголосовавших за Байдена, в чем-то похожа на «коалицию Рузвельта» 1932 года, но сейчас она более разнородна, а ее ядро составляют большие города с либеральными университетами и относительно бедные граждане.
Часть населения думает, что Дональд Трамп мог выиграть, однако, уверен профессор Вышки, не следует ожидать резкого обострения внутренней ситуации. «Это две разные Америки, они живут рядом, но не конфликтуют», – считает он.
Профессор поделился также некоторыми соображениями по поводу будущих выборов президента США.
На результат выборов 2024 года может повлиять постепенное изменение структуры населения США. С 1990 по 2019 г. доля белого населения снизилась с 75,5% до 66,1% общей численности
Одновременно доля испаноязычных жителей выросла с 9% до 13,8%, их стало больше, чем афроамериканцев. А доля выходцев из Азии увеличилась с 2,8% до 5,3%. Это означает, что в будущем роль меньшинств, особенно испаноязычного населения будет расти. Однако и меньшинства крайне неоднородны: выходцы из Кубы, как правило, поддерживают республиканцев. Среди других латиноамериканцев за них чаще голосовали не наиболее обеспеченные слои населения, а те, кто имеет собственный бизнес.
Сегодняшняя администрация США вскоре примет ряд мер для оживления экономики и поддержки населения, чтобы подтвердить, что Байден – президент всех американцев, не сомневается Леонид Григорьев. Вероятнее всего, демократы поддержат фармацевтическую отрасль, энергетику, исследования в медицине и биологии, расширят вакцинацию, передадут деньги на эти цели особенно нуждающимся штатам.