«Потребность в образе врага в лице России сохранится надолго»
Россия останется фактором внутренней политики США, потому потепления между странами ждать не приходится, хотя по некоторым вопросам взаимодействие удастся возобновить. Дмитрий Суслов, заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ, прокомментировал новостной службе портала перспективы российско-американских отношений при администрации Джо Байдена, 20 января вступившего в должность президента.
Российско-американские отношения в период администрации Дж. Байдена будут характеризоваться сочетанием усиления конфронтации, ужесточения риторики и дальнейшего ухудшения политической атмосферы, с одной стороны, и избирательным сотрудничеством по отдельным вопросам в интересах обеих сторон, с другой. Повестка дня может расшириться, но останется весьма ограниченной.
Вероятное нарастание конфронтации Москвы и Вашингтона в ближайшие месяцы и годы связано с несколькими причинами. Первая – это самый глубокий и острый внутренний кризис в США со времен Гражданской войны 1861-1865 гг. Итоги президентских выборов подчеркнули раскол американского общества по ценностно-политическому и социально-экономическому признакам. Они показали острейшую поляризацию политической системы, когда демократы и республиканцы считают друг друга непримиримыми врагами и не способны договориться по подавляющему большинству вопросов, а также увеличение доли протестного электората справа и слева и усиление радикальных элементов.
Традиционные политические элиты воспользовались штурмом Конгресса сторонниками Дональда Трампа 6 января, чтобы уничтожить экс-президента политически и ослабить трампизм как идею, дезорганизовать и его сторонников и предотвратить реванш внесистемных сил в обозримой перспективе. Чтобы вернуть и укрепить свою власть, Трампу вынесли второй импичмент, обвинив его в подстрекательстве к мятежу. Его последователей изображают террористами и врагами демократии. Началось новое издание маккартизма: последователей Трампа и сомневающихся в исходе выборов 2020 г., подвергают общественному порицанию и травле, у них блокируют аккаунты в соцсетях, а некоторых даже увольняют с работы.
Из-за раскола американского общества и сохраняющейся популярности Трампа борьба с внутренними врагами не пойдет в ближайшее время на спад, поэтому потребность в образе врага в лице России сохранится надолго. Не случайно лидеры Демократической партии: спикер Палаты представителей Нэнси Пелоси и бывший кандидат в президенты США Хиллари Клинтон заговорили о необходимости создания комиссии Конгресса по расследованию связей Трампа и Владимира Путина по образцу комиссии по расследованию терактов 11 сентября 2001 года. Россия при Байдене останется фактором американской внутренней политики. Демократы будут использовать его в борьбе против сторонников Трампа. Республиканцы же будут преподносить любой шаг Вашингтона в отношении Москвы, выглядящий более мягким по сравнению с действиями Трампа (например, по контролю над вооружениями), как свидетельство слабости Белого дома и предательства им национальных интересов. Возможности даже для ограниченного сотрудничества вряд ли расширятся.
Вторая причина для роста конфронтации между Россией и США с приходом Байдена и позиционирования нашей страны как врага №1 – стремление демократического истеблишмента «наказать» Россию за победу Трампа в 2016 году.
Их вера, что именно так называемое «российское вмешательство» тогда лишило Хиллари Клинтон победы, сократило их политическую карьеру на четыре года и нанесло ущерб «американскому лидерству», непоколебима
Сейчас эти постаревшие и озлобленные люди возвращаются во власть.
К этому стоит добавить личную неприязнь Джозефа Байдена и Владимира Путина. В 2011 г. в ходе визита в Москву бывший тогда вице-президентом США Байден рекомендовал тогдашнему премьер-министру России Путину не возвращаться на пост президента и рассказал об этом представителям российской оппозиции.
Персональный состав внешнеполитического блока администрации Байдена тоже не предвещает улучшения отношений с Россией. Кандидаты на должность госсекретаря Энтони Блинкен, вероятные советник президента США по национальной безопасности Джон Салливан, старший директор по России и Центральной Азии в Совете по национальной безопасности Андреа Кендалл-Тейлор и старший замгоссекретаря по политическим вопросам Виктория Нуланд относятся к числу либеральных ястребов, сторонников распространения демократии и глобального лидерства США. Для них Россия является препятствием для того и другого, а также идеологическим и геополитическим противником Вашингтона, которого необходимо сдерживать вплоть до трансформации российского внутриполитического режима и внешней политики. Менее одержимо и более реалистично к России относится бывший посол США в Москве, один из лучших в стране экспертов по России Уильям Бернс, номинированный на должность директора ЦРУ. Но это назначение подчеркивает, что администрация Байдена считает Россию главным противником, для борьбы с которым правительство США будет особенно нуждаться в объективной информации и непредвзятом анализе.
Третья причина усиления конфронтации – восприятие России как более слабого противника по сравнению с Китаем. Оно разделяется всей американской политической элитой, но особенно важно сейчас, когда по внутренним причинам демократы заинтересованы изображать именно Россию врагом США №1. Поэтому администрация Байдена, особенно в первые месяцы президентства, с большой вероятностью попытается сочетать усиление давления на Москву с некоторой разрядкой американо-китайских отношений. Администрация Байдена не откажется от сдерживания КНР: она сделает паузу в части направлений конфронтационной политики и предложит Пекину сотрудничество по вопросам климата, мировой экономики и нераспространения ядерного оружия, но усилит сдерживание в технологической сфере и критику и вопросам прав человека. И все же риторика Вашингтона в отношении Пекина будет мягче, чем в адрес Москвы.
От администрации Байдена следует ожидать усиления критики России по вопросам демократии и прав человека, возрастет риторическая, политическая и финансовая поддержка российской оппозиции и части НКО. Будут вводиться новые антироссийские санкции за «нарушения прав человека», в частности, с использованием «Акта Магнитского».
Возможно введение новых санкций, чтобы демонстративно покарать Москву за приписываемые ей проступки, за которые, по мнению демократов, ее недостаточно наказала администрация Трампа
Список прегрешений может быть обширен: от приписываемой Москве практики выплат афганским талибам за убийства американских военных до политики России в Сирии, Ливии, Судане, ЦАР, Венесуэле и, разумеется, в Украине.
Не исключены также санкции в рамках вероятного расследования «связей» Путина и Трампа, важного демократам для политического уничтожения его сторонников и предотвращения их реванша. Вероятно, речь пойдет о новых точечных санкциях против отдельных компаний и физических лиц. Введение более жестких секторальных санкций в краткосрочной перспективе маловероятно, они негативно повлияют на мировую экономику и ударят по союзникам США, налаживание отношений с которыми является одним из главных международных приоритетов администрации Байдена.
США также попытаются усилить политическое сдерживание России на постсоветском пространстве. Вырастет поддержка Украины, Грузии и Молдовы. Расширится помощь белорусской оппозиции, а также координация с ЕС. США, вероятно, будут использовать определенное разочарование армянской элиты позицией России в ходе недавней войны в Нагорном Карабахе, чтобы повлиять на внешнеполитическую ориентацию Еревана. Усилится антироссийская активность США в отношении стран Центральной Азии. Другое дело, что большая часть этих шагов будет символическими: помимо риторики у США немного инструментов для более активного сдерживания России в странах бывшего СССР.
Наконец, усиление роли идеологии во внешней политике США при Байдене и более многосторонний внешнеполитический курс приведет к возрождению в краткосрочной перспективе «коллективного Запада» и проведению им более целостной антироссийской политики.
Соединенные Штаты будут использовать интерес стран Западной Европы к улучшению трансатлантических отношений, чтобы добиваться от них большей лояльности в сдерживании России. Это уменьшит пространство маневра российской политики в Европе и ослабит стремление европейских стран налаживать позитивные отношения с Москвой.
Но по отдельным направлениям, представляющим взаимный интерес, взаимодействие с администрацией Байдена может оказаться более результативным, чем с администрацией Трампа, что создает предпосылки более успешного точечного сотрудничества.
Усыхание повестки дня двухсторонних отношений в период администрации Трампа во многом связано с ее скептическим отношением к контролю над вооружениями и стремлением шантажировать Россию угрозой новой гонки вооружений. Байден и его внешнеполитическая команда не считают ее ключевым инструментом сдерживания России и являются сторонниками контроля над вооружениями. Это создает предпосылки для активизации диалога по вопросам стратегической стабильности.
Администрация Байдена также уделит больше внимания транснациональным и глобальным вызовам и угрозам, таким как изменение климата, международный терроризм, распространение ОМУ (оружия массового уничтожения), пандемия. Борьба с ними требует взаимодействия с Москвой. Кроме того, при Байдене США вернутся к многостороннему подходу к решению проблем ядерных программ Ирана и КНДР и ближневосточного урегулирования. Россия является частью этих форматов, и принятие в 2015 г. совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе доказывает способность России и США сотрудничать при сохранении конфронтации в двусторонних отношениях.
В пользу более продуктивного диалога России и США свидетельствует большая согласованность внутри администрации Байдена по сравнению с командой Трампа. Управленческий хаос в последней, частая смена руководителей внешнеполитического блока, борьба между ними и частое противодействие инициативам Трампа со стороны собственного окружения резко снижали эффективность двухстороннего диалога.
Наиболее перспективными вопросами сотрудничества России и США при Байдене представляются следующие.
Во-первых, продление договора СНВ-3. Хотя это и вызовет серьезную критику со стороны республиканцев, новая администрация, скорее всего, продлит договор на пять лет в его нынешнем виде, как и обещал Байден в ходе избирательной кампании.
Во-вторых, диалог по стратегической стабильности после ДСНВ-3. Этот договор является последним двусторонним российско-американским «большим» и классическим соглашением по ограничению и сокращению стратегических ядерных вооружений. Из-за различий в позициях сторон и поляризации американской политической системы добиться аналогичного договора, который мог бы ратифицировать Сенат США, не представляется возможным.
Необходимо думать о выработке новой архитектуры поддержания стратегической стабильности, адекватной изменившимся условиям
С администрацией Байдена, не заинтересованной в полном политико-правовом вакууме в сфере стратегической стабильности, вести этот диалог будет легче.
В-третьих, диалог по ракетам средней и меньшей дальности. Администрация Байдена не принимала решение о выходе из ДРСМД. Она также будет более чувствительна к позиции стран Западной Европы, которые были не в восторге от прекращения действия ДРСМД и весьма негативно относятся к перспективе размещения на континенте ракет средней и меньшей дальности наземного базирования.
В-четвертых, диалог по военным аспектам кибербезопасности, ставшей частью стратегической стабильности. В этой сфере вероятность непреднамеренного военного столкновения наиболее высока, а какие-либо правила игры отсутствуют вовсе. История конца 2020 г. со взломом американских правительственных сетей, в котором обвинили Москву, подчеркнула необходимость диалога. В период администрации Трампа запустить его не получилось из-за обвинений во вмешательстве в американские выборы с использованием киберсредств и «сговоре» между Путиным и Трампом.
В-пятых, многосторонние диалоги по проблемам ядерных программ Ирана и КНДР, палестино-израильскому урегулированию.
И наконец, это борьба с изменением климата, которая будет одним из главных приоритетов администрации Байдена во внешней и внутренней политике. России целесообразно резко активизировать собственную политику по сохранению природы, позиционировать себя как одного из экологических лидеров мира и предлагать США соответствующий диалог. В российских интересах, чтобы его приоритетами были защита окружающей среды и адаптация к последствиям изменения климата в Арктике, где Россия и США соседствуют, и где глобальное потепление происходит наиболее быстро. Сотрудничество в охране экосистемы Арктики представляется одним из немногих способов замедлить ее превращение в регион конфронтации.
Вероятно и прекращение дипломатической войны, негативно сказывающейся на взаимодействии по линии гражданского общества, образовательном и научном сотрудничестве, туризме и деловых связях, и восстановление нормальных консульских отношений. Часть из этих направлений администрация Байдена заинтересована развивать.
Ввиду невозможности преодолеть конфронтацию между Россией и США в ближайшие несколько лет и вероятности еще большего ее усиления, отношения с Вашингтоном вряд ли стоит рассматривать как внешнеполитический приоритет России в кратко- и среднесрочной перспективе. Повестка дня отношений с США должна носить минимальный характер и ограничиваться управлением конфронтацией и избирательным сотрудничеством там, где это выгодно России (например, по вопросам климата в Арктике). США следует рассматривать как фактор, преимущественно негативно влияющий на отношения России с ее ключевыми партнерами на постсоветском пространстве, в Азии, Европе и на Ближнем Востоке.