Управление климатическими рисками: как адаптировать регионы к изменениям
В рамках прикладного проекта НУЛ экономики изменения климата ВШЭ на примере Чеченской республики и горных районов Краснодарского края формируется модель оценки и управления климатическими рисками для российских регионов. О том, какие угрозы несет глобальное изменение климата, затормозит ли его пандемия и почему важен комплексный подход, рассказывают руководители лаборатории Игорь Макаров и Илья Степанов.
По оценкам Росгидромета, изменение климата на территории нашей страны происходит примерно в 2,5 раза интенсивнее, чем в среднем по миру. В 2020 г. Счетная палата РФ пришла к выводу, что сохранение подобной динамики роста температуры грозит сокращением российского ВВП на 2-3% в год; на отдельных территориях потери могут составить 5-6 % ВРП.
В условиях кризиса, связанного с пандемией COVID-19, резкое снижение экономической активности и приостановка промышленных процессов и транспортного сообщения привели к сокращению глобальных выбросов парниковых газов. Но по мере восстановления экономической активности рост выбросов продолжится. На выходе из первой волны пандемии и по мере постепенного ослабления ограничений в июне 2020 г. суточные выбросы CO2 превысили мартовские значения и приблизились к уровню 100 млн т СО2 в день. Большинство оценок демонстрирует, что влияние COVID-19 не окажет системного влияния на достижение целей Парижского соглашения к 2030 г. и национальных долгосрочных целей по сокращению выбросов до 2050 г.
Глобальное изменение климата продолжится, и краткосрочный спад в выбросах едва ли сможет этому препятствовать
Ведь источник климатических изменений – не объем ежегодных выбросов как таковой, а их концентрация, которая в этом году просто вырастет несколько меньше, чем обычно.
Осознание климатических угроз в России постепенно растет. В 2019 году Россия присоединилась к Парижскому соглашению по климату, в начале текущего года принят Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года. В новую версию национального проекта «Экология» со следующего года планируется включить программу, посвященную изменениям климата.
В НУЛ экономики изменения климата в рамках прикладного проекта формируется модель оценки и управления климатическими рисками для социально-экономического развития регионов России – на примере Чеченской республики и горных районов Краснодарского края. Задачи разработки региональных планов адаптации к климатическим изменениям обозначены в Национальном плане мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 года.
В рамках прикладного проекта ставятся цели характеристики основных групп климатических рисков, оценки потенциального ущерба для ключевых отраслей хозяйства и разработки предложений по формированию региональных моделей адаптации к климатическим изменениям в Чеченской республике и горных районах Краснодарского края.
В горной Чеченской республике изменение климата происходит быстрее среднего (за последние 50 лет скорость потепления достигла 0,194°C за десятилетие в Грозном и 0,448°C в Гудермесе). Основные климатические риски обусловлены сходом селей, оползней, наводнениями. Соответственно, больше всего страдает транспортный сектор и сектор ЖКХ (разрушение инфраструктуры). Так, например, в 2016 г. из-за двух крупных селей в Чечне пострадали 65 жилых домов в Чечне и Дагестане. В городе Крымске в 2012 г. в результате наводнения было затоплено несколько тысяч домов, пострадало несколько десятков тысяч жителей.
Для равнинной местности, к которой относится большая часть Краснодарского края, гораздо большую опасность представляют волны тепла и засухи. Основной урон несет сельскохозяйственная отрасль. По данным Росгидромета, в результате масштабной засухи в 2010 г. потери урожайности зерновых в Краснодарском крае превысили 60-70% по сравнению с 2008 г.
В настоящих условиях политика адаптации к изменениям климата на уровне обоих регионов не может ограничиваться мерами по устранению последствий опасных явлений или единичными мерами по их предупреждению в традиционно особо опасных районах. Ее основная задача – предвидеть изменение рисков с учетом климатических трендов и динамики развития различных отраслей и районов, на основе чего инициировать комплексные решения для их смягчения.
Комплексный подход к управлению климатическими рисками состоит из трех последовательных этапов: сбора и обработки информации о климатических угрозах и реципиентах рисков; идентификации и оценки рисков, а также прогнозирования их изменений; реализации мер по адаптации к климатическим рискам, а также мониторинга результатов их реализации.
Без полной информации об интенсивности и географии опасных явлений, а также о подверженности им экономики и общества нельзя оценить масштаб и динамику климатических рисков. Без количественной оценки рисков сложно выстроить систему мер адаптации, направленных на их смягчение. Сейчас на уровне обоих регионов лишь точечно применяются отдельные меры адаптации к климатическим изменениям, отсутствует адекватная система сбора и обработки информации о климатических рисках, система их оценки и прогнозирования. Только после прохождения первых двух этапов можно всерьез переходить к третьему.
Учитывая региональные особенности горных и равнинных сельскохозяйственных районов, конкретное наполнение стратегий адаптации будет существенно различаться. Так, если для сельскохозяйственных регионов средством смягчения климатических рисков становится изменение практик ведения сельского хозяйства, в том числе состава разводимых культур, для горных регионов – строительство защитных сооружений, изменения нормативов и практик строительства.
Формирование типовых региональных стратегий адаптации в пилотных регионах страны приобретает особую важность для дальнейшего распространения их на другие регионы России, сталкивающиеся со схожими проблемами. Пилотные регионы могут способствовать созданию примеров формирования планов адаптации – от методик сбора и обработки информации о климатических рисках до планирования и внедрения конкретных мер по их смягчению.
Степанов Илья Александрович