О доступности высшего образования в международном контексте
19 апреля в ВШЭ состоялся семинар «Equity in Higher Education: International Context». Его участники обсуждали проблему доступа к высшему образованию в разных странах. Об этом рассказывает младший научный сотрудник Международной научно-учебной лаборатории институционального анализа экономических реформ ВШЭ Илья Прахов.
— Илья Аркадьевич, семинар проходил в несколько непривычном режиме — целый день с участием нескольких докладчиков, среди которых были приглашенные профессора из Великобритании и Бразилии. С чем был связан такой формат?
— В ВШЭ реализуется несколько проектов по экономике и социологии высшего образования. Мы решили сделать следующий шаг — начать международное сотрудничество и подготовить совместные проекты с коллегами из других стран.
Первая часть семинара была посвящена докладам по заявленной проблеме доступа к высшему образованию. Сначала выступили наши зарубежные коллеги, профессор университета Unicamp (Бразилия) Ренато Педроса и профессор университета Бирмингема (Великобритания) Питер Дэвис, затем — заведующий Лабораторией социологии образования и науки Даниил Александров. После этого я рассказал о результатах нашего совместного исследования с руководителем Лаборатории институционального анализа Марией Юдкевич.
Во второй половине дня прошла презентация исследовательских центров, которые представляли участники семинара. Это было важно, поскольку подобные презентации дали возможность понять, какие еще проекты реализуются в данных исследовательских центрах, а также наметить темы для будущего сотрудничества.
— Ваш доклад на семинаре назывался «University Admission in Russia: Do the Wealthier Benefit from Standardized Exam?» Охарактеризуйте вкратце, в чем заключалось ваше исследование.
— Исследование посвящено проблеме доступности высшего образования в связи с введением ЕГЭ. Одна из задач, которую должен был решить единый экзамен, — обеспечение доступности образования: все школьники стали сдавать экзамены по единым требованиям. В связи с этим мы исследовали, повлиял ли ЕГЭ на доступность высшего образования, в частности какое влияние оказывает материальное положение семьи на результаты ЕГЭ и выбор вуза. Исследование основывалось на данных, полученных в ходе опроса абитуриентов и их родителей из 16 крупных городов России.
Согласно нашим выводам, проблема доступности высшего образования сохраняется: чем выше уровень дохода семьи — тем более высокие баллы получают старшеклассники на ЕГЭ. У школьников из более обеспеченных семей больше возможностей для подготовки — посещение подготовительных курсов и дополнительных занятий.
Причем даже если школьники из бедных и богатых семей будут тратить одинаковые суммы на подготовительные курсы, то прирост баллов у последних будет значительно больше. Оказывается, что эффективность дополнительных занятий выше для детей из обеспеченных семей. Возможно, это связано с более высоким уровнем социального капитала родителей, которые делают более эффективный выбор стратегий подготовки к поступлению в вуз.
Еще один вопрос, который мы исследовали, — то, как абитуриенты с одинаковыми баллами ЕГЭ ими распоряжаются — в какие вузы поступают. Оказалось, что абитуриенты из обеспеченных семей чаще поступают в вузы с более высокими требованиями. Скорее всего, это связано с тем, что школьники из малообеспеченных семей страхуются — боятся не поступить в вузы с высоким конкурсом и выбирают более слабые учебные заведения, где ниже конкуренция.
— То есть проблему доступности ЕГЭ до конца не решил. А что может ее решить?
— Сейчас у абитуриентов из богатых семей больше ресурсов для того, чтобы улучшить свои результаты ЕГЭ и поступить в наиболее предпочтительный вуз. Один из механизмов решения проблемы — улучшить качество школьной подготовки, поскольку по-прежнему большинство абитуриентов считают, что школьных знаний не достаточно для успешной сдачи ЕГЭ. Именно поэтому они выбирают подготовительные курсы и занятия с репетитором, которые являются небесплатными. И здесь важную роль играет уровень дохода семьи, определяющий подобный выбор.
— А как обстоит ситуация с доступностью образования в других странах? О чем рассказывали ваши коллеги из Бразилии и Великобритании?
— В Бразилии ситуация с доступом к высшему образованию, как и сама система высшего образования, очень похожа на российскую. Об этом в своем докладе рассказал профессор Ренато Педроса. В Бразилии сейчас вводится национальный экзамен, аналог ЕГЭ, и предполагается, что в скором времени все вузы будут принимать его результаты. В стране есть как государственные, так и частные вузы. Причем в госвузах — обучение бесплатное, и считается, что уровень подготовки там выше, чем в частных. Студенты заинтересованы в поступлении в госвузы, там также развиты различные подготовительные программы, и довольно остро стоит проблема доступности высшего образования для тех, кто не может себе позволить дополнительную подготовку.
Другая ситуация в Великобритании. Там образование полностью платное, и там проблема доступности высвечивается в несколько ином контексте. Профессор Питер Дэвис выступил с докладом о том, что влияет на выбор вуза. Один из выводов его исследования касается влияния социально-экономических факторов на выбор абитуриентов: чем богаче и образованнее родители, тем больше вероятность того, что абитуриент поступит в более престижный вуз. Также он говорил о проблеме доступности высшего образования в контексте географии и привел в пример два региона, в одном из которых есть престижный вуз, а в другом — нет. Оказалось, что вероятность того, что молодые люди решат получить высшее образование, в первом случае заметно больше.
Подобная проблема — географической доступности — есть, кстати, и в России. Даже если абитуриент из региона набирает достаточно баллов, чтобы поступить в московский вуз, он не всегда решается на это — ему может не хватить средств для проживания, питания, покупки учебников, и он предпочтет остаться в своем регионе.
— Есть ли какие-то договоренности по итогам семинара? Каковы планы дальнейшего сотрудничества?
— Сейчас мы готовим план совместного исследования доступности высшего образования в международном контексте. Будем смотреть, как устроены институты высшего образования в нашей стране и за рубежом: как особенности образовательной системы влияют на степень доступности высшего образования, и если степень доступности ограничивается, то каким образом данную проблему можно решить. Мы планируем продолжать исследование совместно с коллегами, выступавшими на семинаре, и надеемся, что к нашей работе подключатся и другие исследователи университетов Бирмингема и Unicamp.
Елена Кузнецова, специально для Новостной службы портала ВШЭ
Юдкевич Мария Марковна
Вам также может быть интересно:
Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования. Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.
В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования
Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.
Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии
«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.
«Университет — это не башня из слоновой кости»
В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.
«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»
Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.
Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье
Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.
Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры
Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.
Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии
Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.
Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование
Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.
В российском высшем образовании сложилась новая реальность
28 декабря министр высшего образования и науки РФ Михаил Котюков и ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов представили полный вариант исследования итогов летней приемной кампании в российские вузы, включая платных студентов, филиалы и негосударственные вузы. Последние две категории вошли в мониторинг впервые, что позволило получить полную картину ключевого сегмента российского высшего образования.