Не только для изучения иностранных языков
Недавно Дмитрий Тилик и Ольга Головкина, студенты магистерской программы «Электронный бизнес» факультета бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, выиграли грант программы «У.М.Н.И.К.» (Участник молодежного научно-инновационного конкурса), которую ежегодно проводит государственный Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
Конкурс проводится в рамках Международной студенческой конференции «Новые информационные технологии» в крымском городе Судаке. О сути успешного проекта рассказывают сами студенты и их научный руководитель Леонид Восков, доцент кафедры инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий Высшей школы экономики.
— Леонид Сергеевич, насколько я знаю, это была ваша идея предложить тему, а затем выдвинуть проект Ольги Головкиной и Дмитрия Тилика на конкурс. Расскажите, пожалуйста, об этом.
— Проект Ольги и Дмитрия — это типичный стартап-проект, нацеленный на коммерциализацию инновационной идеи, а впоследствии — организацию собственного бизнеса. Именно такие проекты востребованы в конкурсе «У.М.Н.И.К.». Сейчас инновационный бизнес, как правило, связан с интернет-проектами. К примеру, весьма успешный проект Yahoo придумал студент, который коллекционировал ссылки, а потом опубликовал эти ссылки в интернете как базу данных. Каждый год в мире появляются 5–7 блестящих проектов, разработанных студентами или выпускниками вузов, которые реализуют свои идеи и в результате организуют вполне доходный бизнес.
Поскольку стартапы обычно не поддерживаются учебным процессом, я решил их встраивать в курсовые, дипломные, магистерские и аспирантские работы, предлагая им на выбор несколько инновационных тем. Студенты в течение семестра должны подготовить проект, довести его до макетного образца и не просто защитить его и получить «оценку», но и доказать инновационность и жизнеспособность проекта на конкурсе. Ольга и Дмитрий сумели это сделать и получили на развитие проекта государственный грант — 400 тысяч рублей на два года.
На самом деле я подготовил три команды магистрантов ГУ-ВШЭ, которые прошли отборочный тур, получили приглашения и могли бы достойно участвовать в финальном конкурсе. Но, к сожалению, университет оплатил участие только одной из подготовленных команд. Остальные ребята не смогли принять участие в конкурсе по материальным соображениям. Я уверен, что при более активной поддержке результаты студентов ГУ-ВШЭ в этом конкурсе и на конференции были бы гораздо значительнее, потому что потенциал у наших студентов весьма высокий. Для сравнения стоит отметить, что Московский государственный институт электроники и математики или Московский авиационный университет ежегодно отправляют на конференцию до 25-ти студентов.
— В чем суть проекта?
Ольга Головкина: Проект «Система распространения мобильного образовательного контента» представляет собой автоматическую интерактивную систему Mobile English для дистанционного тестирования учащихся общеобразовательных школ с применением средств мобильной и стационарной связи. Мы его разрабатывали на примере изучения школьниками английского языка. По сути это серверное приложение, способное синтезировать и распознавать речь, когда звонки абонента осуществляются через встроенную систему IP-телефонии, а управление — через web-интерфейс.
— А как эта система работает?
Дмитрий Тилик: Учитель вводит в систему план и тематику уроков, распределяет учеников по группам, составляет расписание занятий и тестов. Ученик работает по заданному учителем плану, а система ведет занятия и статистику успеваемости учащихся. В назначенное время на телефон ученика поступает вызов и начинается тестирование. Кстати, если ученик по какой-то причине не может пройти тест в этот момент, то вызов может быть отложен на более позднее и удобное время.
В процессе тестирования система произносит сформулированные учителем вопросы и слушает ответ ученика. При неверном ответе, в зависимости от типа урока, учащемуся будет засчитан неверный ответ и предложено попробовать ответить на вопрос еще раз. При двукратном неверном ответе ученик услышит правильный ответ.
— В чем преимущества обучения с использованием дистанционного тестирования?
О. Головкина: Современные школьники тесно взаимодействуют с техникой. Во всяком случае, практически у любого ученика средней школы есть мобильный телефон. Наш проект позволяет использовать телефон для увлекательной, игровой формы обучения и дополнить стандартную домашнюю работу общением с электронными системами. Кстати, таким способом можно значительно повысить у ребят желание учиться. Проведение теста занимает несколько минут в день, а инициатива выполнения задания исходит от системы. Задания всегда будут выполняться в срок, а преподаватель сэкономит время на проверке домашних заданий учеников — достаточно только взглянуть на статистику успеваемости через web-интерфейс.
Д. Тилик: Во время аудиторных занятий учитель не всегда может уделить внимание каждому ученику, поэтому часть функций по проверке знаний может успешно осуществлять электронная система. Освободившееся время педагог сможет потратить на более глубокую подготовку учебного материала. В процессе взаимодействия с системой дистанционного тестирования ученик слушает вопросы и произносит ответы — это очень важно для понимания иностранного языка на слух. Занимаясь дома с учебником, хорошего результата добиться достаточно сложно. Одним словом, наша разработка нужна для более эффективного изучения иностранных языков в школах или самостоятельно.
— Вероятно, существуют и другие методы дистанционного обучения иностранным языкам. Чем ваша система отличается от других предлагаемых вариантов?
О. Головкина: Система Mobile English имеет целый комплекс преимуществ. Во-первых, нет необходимости в установке программного обеспечения, поскольку мы работаем по модели SaaS. Во-вторых, нет необходимости в покупке дополнительного оборудования, потому что телефон есть практически у каждого, а работа самой программы происходит на сервере. В-третьих, занятия можно проводить в любое время и в любом месте. Еще одно важное преимущество — низкая стоимость использования системы. Звонки через SIP стоят 2–3 копейки на стационарный телефон и 50-70 копеек на мобильный телефон в минуту. При использовании безлимитных тарифов затраты снижаются даже при большом объеме трафика.
— Почему, на ваш взгляд, отборочная комиссия поддержала проект грантом? Что его отличает от других конкурсных работ?
Л. Восков: На мой взгляд, проект Ольги и Дмитрия выгодно отличался тем, что ребята не просто рассказали о предлагаемой системе, а продемонстрировали работающий макет и представили подробный и убедительный бизнес-план реализации системы Mobile English. Эксперты отборочной комиссии всегда обращают внимание на степень проработки проекта и высокую мотивированность его создателей.
Д. Тилик: Мы считаем, что главные причины успеха — актуальность и новизна разработки и проработанность представленного проекта. Наша система отлично вписывается в общий тренд информатизации общества и предлагает эффективную концепцию информатизации образовательного процесса, а технология позволяет добиться индивидуального подхода к ученикам и образовательному процессу.
О. Головкина: Бизнес-модель проекта включает в себя анализ международного опыта аналогичных разработок, расчеты по ценообразованию и уровню спроса на систему в стране. Мы учли все барьеры и риски, SWOT-анализ, рассмотрели выход на уровень самоокупаемости и вопросы защиты интеллектуальной собственности. В итоге мы представили проект, значительная часть работ по которому, уже сделана.
— Какая работа вам предстоит, чтобы довести проект до реализации?
Д. Тилик: В первую очередь нам предстоит заняться оформлением проекта, регистрацией фирмы и патентованием системы. Если говорить о технической стороне дела, то нужен сервер, на который можно будет установить программный комплекс, поскольку сейчас система работает с ноутбука. Необходимы и некоторые программные доработки, например регистрация и разграничение полномочий пользователей и покупка уроков. Все это можно реализовать в достаточно короткие сроки.
О. Головкина: Для запуска системы вместе с методистами по преподаванию английского языка будут разработаны комплексы уроков, потом мы проведем тестовое внедрение системы для обучения школьников на длительный период. Кроме того, для успешной жизни проекта нужно уделить много внимания рекламе и договоренностям с конкретными учебными заведениями. Идеальным вариантом было бы начать внедрять проект при поддержке государства, но для этого нужны определенные договоренности на высоком уровне.
— Если я правильно поняла, вашу систему можно использовать не только для изучения иностранных языков?
Ольга Головкина: Помимо изучения языка, система может проводить тестирование и по другим учебным дисциплинам. А вообще у этой технологии — большие возможности в области проведения различных общественных опросов, организации автоматических call-центров для крупных компаний.
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Ученые ВШЭ — среди победителей «молодежных конкурсов» Президентской программы РНФ
Российский научный фонд подвел итоги конкурсов 2024 года на получение грантов по мероприятиям «Проведение инициативных исследований молодыми учеными» и «Проведение исследований научными группами под руководством молодых ученых» Президентской программы исследовательских проектов. В первой категории победителями названы пять проектов НИУ ВШЭ, а во второй обладателями гранта стали четыре молодежные научные группы.
Исследование HSE FEST: каждый третий стартап возглавляет женщина
Высшая школа экономики в Санкт-Петербурге в рамках Всероссийского фестиваля университетских технологических проектов HSE FEST 2023 провела опрос женщин-руководителей, вошедших в топ-100 конкурса стартапов. Исследование проводилось с целью знакомства с особенностями женского лидерства, а также ролью образования и используемых моделей управления среди женщин-топов. Основными критериями стали опыт управления стартапами на позиции основателя, сооснователя, CEO.
В Вышке открывается программа ДПО, которая подготовит педагогов для создателей стартапов
20 мая в НИУ ВШЭ стартует новая заочная программа повышения квалификации «Стартап как диплом: методика и практика». Программа создана для преподавателей вузов, которые хотят внедрить у себя новый формат защиты диплома. О том, чем он отличается от традиционных, зачем университетам нужны инновации и предпринимательство и при чем тут Конфуций, рассказал руководитель программы, заместитель заведующего кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ Евгений Савеленок.
«Участвуя в выставке со стартапами, студенты подтверждают ценность продукта продажами»
С 24 по 27 октября проекты, подготовленные в рамках майнора «Стартап с нуля» от Бизнес-инкубатора ВШЭ, приняли участие в международной выставке «Реклама-2023» в ЦВК «Экспоцентр». Возможность протестировать свои продукты на потребителях и корпоративных клиентах получили курируемые акселератором Вышки школьные команды, команды майнора, его выпускники и даже преподаватели, что позволило обеспечить необычный нетворкинг.
«Даже если ты один раз запустил свой стартап, ты начинаешь во всем видеть возможности и тверже стоишь на ногах»
В этом году майнор «Стартап с нуля: практика создания собственного бизнеса», реализуемый кафедрой менеджмента инноваций НИУ ВШЭ, стал самым большим по количеству студентов. В сентябре искусство предпринимательства начнут изучать 500 учащихся из всех кампусов Вышки. А всего заявок было подано более 1700. Почему студенты с разных факультетов стремятся узнать бизнес-секреты, какие компетенции они получают на майноре и как выстраивают нетворкинг, новостной службе портала рассказала руководитель майнора, доцент Маргарита Зобнина.
40 аспирантов Вышки стали победителями конкурса РФФИ
Российский фонд фундаментальных исследований подвел итоги первого конкурса проектов, выполняемых аспирантами, обучающимися в российских вузах и научных организациях. Среди победителей, чьи проекты будут поддержаны в течение следующих двух лет, — 40 аспирантов из НИУ ВШЭ.
Молодые ученые Вышки получили гранты РНФ
16 исследовательских проектов, представленных учеными ВШЭ, стали победителями двух молодежных конкурсов Российского научного фонда. Среди них — пять проектов немосковских кампусов университета.
10 научных проектов НИУ ВШЭ получили гранты РНФ
Они стали победителями конкурса 2019 года, направленного на поддержку фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными группами.
Калькулятор стипендий и грантов для иностранных абитуриентов
Для иностранных абитуриентов, поступающих в бакалавриат ВШЭ, существует система стипендий и грантов. Они позволяют снизить стоимость обучения в Вышке — в том числе по результатам вступительных испытаний. Теперь на сайте ВШЭ есть специальный калькулятор, который показывает, на какую именно скидку на той или иной бакалаврской программе может рассчитывать абитуриент в зависимости от набранных им баллов.
Go Global: как получить грант на обучение в магистратуре нижегородской Вышки
Нижегородский кампус ВШЭ совместно с университетами Иоганна Кеплера (Австрия) и Бергамо (Италия) реализует магистерскую программу «Управление бизнесом в глобальных условиях». До 16 апреля у абитуриентов есть возможность принять участие в конкурсе грантов, которые покроют стоимость обучения на ней. Рассказываем, как это сделать.