• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ

Студенты-культурологи прошли полевую практику в исследовательской экспедиции Лицея ВШЭ

© Высшая школа экономики

Две недели студенты образовательной программы «Культурология» Высшей школы экономики провели в старинном поморском поселке Умба на Мурманском берегу, где руководили проектными группами учеников Лицея Вышки. Учащиеся факультета гуманитарных наук помогли лицеистам в изучении местной культуры, исторической памяти и трансформации ценностей.

Культурологи прошли практику в исследовательской экспедиции лицея. Они выступили в роли кураторов для старшеклассников, организовав полевые исследования в поморском поселке Умба на Кольском полуострове.

Перед отъездом в экспедицию студенты провели для лицеистов специальную подготовку: научили их основам сбора качественных интервью, разобрали типичные трудности полевой работы и дали возможность потренироваться в общении с незнакомыми людьми. Это позволило ученикам лицея увереннее чувствовать себя в новом для них формате исследовательской деятельности.

Умба: основная работа

Студенты-культурологи курировали несколько исследовательских направлений, среди которых — трансформация системы общего образования, изменение ценностей местных жителей и особенности поморской идентичности.

«Моя работа в поездке заключалась преимущественно в том, чтобы помогать структурировать материалы исследования. Я консультировал подопечных лицеистов по ходу их работы, стараясь глубже развить темы, помогал с формулированием тезисов и исследовательских вопросов», — поделился один из студентов-кураторов Артем Беляев.

Эффективность такого кураторского подхода подтвердили и лицеисты. Софья Черненко говорит, что ей было интересно попробовать что-то новое. «Я знала, что мне могут помочь, если что-то пойдет не так», — пояснила старшеклассница. По ее словам, исследовательский опыт в Умбе был очень увлекательным благодаря тому, что куратор включал их в процесс, помогал структурировать текст и давал советы на всех этапах.

Полина Белорусова добавила, что благодаря обратной связи от куратора результаты исследования получились более глубокими. «Куратор помог на стадии доработки моих материалов. В результате я изменила финальную концепцию исследования, которое получилось намного основательнее», — поделилась школьница. Она также отметила, что работать с Артемом было комфортно, он по максимуму поддерживал команду.

Помимо полевой работы, практиканты организовали для участников экспедиции походы в местные институции — архив газеты «Терский берег» и краеведческую библиотеку. Это позволило школьникам найти ценные архивные документы и газетные публикации, что существенно расширило эмпирическую базу их исследований.

Завершилась экспедиция публичными защитами лицеистов в умбском краеведческом музее. Начинающие исследователи представили результаты работы местным жителям и ответили на их вопросы.

Для всех участников выезда студенты организовали игру «Что? Где? Когда?», предложив вопросы, специально адаптированные под местный контекст и тематику экспедиции.

Практика позволила студентам-культурологам не только применить свои исследовательские компетенции в поле, но и развить педагогические и организаторские навыки, получив уникальный опыт кураторства и наставничества.