• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В программе «Глобальное образование» не учтена возможность конкуренции за ее лучших выпускников

20 января Агентство стратегических инициатив и Минобрнауки России представили программу «Глобальное образование», в соответствии с которой граждане РФ смогут учиться в магистратуре и аспирантуре ведущих университетов мира за государственный счет. Программа реализуется в соответствии с Указом президента РФ № 967 от 28 декабря 2013 года «О мерах по укреплению кадрового потенциала РФ». О перспективах программы размышляет директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина.

Обучение молодых специалистов за рубежом за государственный счет — отнюдь не российское изобретение. В свое время точно так же действовали правительства Китая и ряда других стран Юго-Восточной Азии. В Шотландии вообще считается, что каждый шотландец имеет право на государственную поддержку своего обучения не только в Великобритании, но и в любом вузе мира. Опыт стран, уже обучавших своих специалистов за рубежом, как мне представляется, свидетельствует исключительно в пользу подобной практики.

Мне кажется правильным и то, что государственная поддержка будет предоставляться желающим учиться по программам высокого уровня — магистерским и аспирантским. Эти программы за рубежом наиболее качественные. Наши ребята смогут участвовать в научных исследованиях под руководством ведущих специалистов, выполнять собственные проекты на лучшем оборудовании. В Россию они вернутся блестяще подготовленными профессионалами.

Однако некоторые детали программы «Глобальное образование» вызывают сомнения.

Например, поддержку предполагается предоставить только трем тысячам человек за три года. Это очень мало по сравнению с аналогичными проектами в других странах. Ведь чем больше людей отучились за рубежом, тем выше отдача, а тысяча человек в год — это капля в море. Будет огромный конкурс за право получить господдержку. Когда выбирают одного из трех или пяти претендентов, можно здраво и объективно оценить всех. Но если в рамках конкурса нужно рассмотреть больше ста заявок, в дело обычно вступают коррупция и случай. Выбрать действительно лучших в таких условиях едва ли возможно.

Есть еще одна проблема, о которой не подумали. Россия признает дипломы далеко не всех зарубежных вузов. А если человек все же выберет вуз, диплом которого в России не признается? Его образование никто не засчитает? Его попросят вернуть деньги?

Наконец, условия участия программы предполагают, что по окончании обучения ребята должны будут вернуться в Россию и три года работать здесь — в сфере науки, бизнеса, в общественном секторе. В противном случае нужно будет вернуть деньги. Это значит, что возвращающимся нужно будет обеспечить рабочие места, — но что делать, если работодатели не захотят их брать? Или же за рубежом найдутся люди, которые возьмут их на работу и предложат вернуть за них деньги на обучение? Мне представляется, пока разработчики программы не учли возможность конкуренции за ее лучших выпускников.

Так что инициатива очень своевременная и разумная, но есть опасность, что ее реализацию осложнят некоторые детали.

 

Вам также может быть интересно:

Эксперты НИУ ВШЭ исследовали, как ведется подготовка специалистов в области ИИ

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ представил доклад, подготовленный на основе результатов специализированного обследования образовательных организаций высшего образования.  Целью впервые проведенной работы стало выявление масштабов и условий обучения технологиям искусственного интеллекта в рамках образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ в вузовском секторе.

В НИУ ВШЭ стартовала XV Международная конференция исследователей высшего образования

Ее основной темой стал поиск баланса между сохранением в университетах высоких академических стандартов и обеспечением благополучия студентов и преподавателей. Первая пленарная дискуссия была посвящена феномену студенческих семей: участники конференции рассказали, как такие семьи вписываются в общий демографический контекст, и обсудили возможные меры их поддержки.

Питерская Вышка приняла участие в международном Саммите высшего образования FICCI (HES) в Индии

«Расширяя сознание, продвигая изменения: меняем будущее высшего образования» — так звучала тема 18-го Саммита высшего образования, прошедшего в столице Индии Нью-Дели. По приглашению организаторов форума, Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI) и министерства образования Индии, делегация Высшей школы экономики в Санкт-Петербурге приняла участие в ключевых мероприятиях Саммита.

«Университет — это не башня из слоновой кости»

В специальном выпуске подкаста Вышки «Ворона желает знать» ко Дню российской науки речь идет о высшем образовании и книге «Университеты в России. Как это работает». Ее авторы — Ярослав Кузьминов, научный руководитель НИУ ВШЭ, и Мария Юдкевич, заслуженный профессор Вышки, директор Института институциональных исследований НИУ ВШЭ. В подкасте она рассказывает, как возникла идея создания книги, в чем особенности российского высшего образования и его взаимодействия с обществом.

«Высшее образование сегодня — не столько государственная инвестиция в человека, сколько вклад человека в свое будущее»

Нужна ли студентам стипендия? Что такое ректорское братство? Как будет работать первая российская система тестирования на знание иностранных языков? На вопросы «Российской газеты» ответил ректор Высшей школы экономики Никита Анисимов.

Диплом как страховка: ученые доказали, что высшее образование влияет на здоровье

Высшее образование является причиной значимого снижения вероятности заболеваний сердца и суставов у людей обоих полов. Женщины с высшим образованием значительно реже страдают от ожирения. Такие результаты показало исследование Высшей школы экономики. Воздействие высшего образования на здоровье обсуждали на вебинаре онлайн-магистратуры «Экономический анализ» ВШЭ.

Международная команда ученых разобрала отношение к университетам на метафоры

Как высшее образование повлияло на эволюцию государств после Второй мировой войны и наоборот? Профессор Стэнфордского университета Митчелл Стивенс и сотрудница Инобра ВШЭ Екатерина Шибанова постарались ответить на этот вопрос в специальном выпуске European Journal of Higher Education. Его авторами стали известные ученые Канады, Люксембурга, России, Германии, Франции, Великобритании и Швеции.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Университетские пустыни. Где в России трудно получить высшее образование

Вузы распределены в России неравномерно. Около половины ее территории — «университетские пустыни», регионы, в которых вузов мало или нет совсем, выяснил научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ Нияз Габдрахманов.

Члены МЭС предлагают сделать работу совета более точечной и фокусированной

Члены Международного экспертного совета ВШЭ и руководство университета подвели итоги очередного ежегодного заседания совета.