Государственный музей имени Пушкина ждут большие перемены
В Высшей школе экономики прошла последняя в этом году встреча из цикла «Важнее, чем политика», организованная ВШЭ и Фондом «Либеральная миссия», ее гостем стала директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина Марина Лошак.
По традиции ведущий вечера Дмитрий Бак представил гостью, отметив опыт Марины Лошак в русской культуре: от филологии и работы в литературном музее в Одессе, арт-проектов в Москве в 1990-е и 2000-е годы до знаменитого Музея имени Пушкина.
— При всем многообразии проектов Марине Лошак удивительным образом всегда удается проявлять непредубежденность, трезвость и рациональный взгляд на любые поставленные перед ней задачи. Это человек, любящий говорить «да» там, где остальные скажут «нет, это невозможно сделать», — сказал Дмитрий Бак.
Марина Лошак поделилась своими впечатлениями о недавней встрече с японским художником, который занимается традиционным искусством Раку (тип японской керамики, используемой в чайной церемонии, в первую очередь, речь идет о чаше для чая — символе дзен, философии простоты, вечности и совершенства). «Уже 16 поколение в семье японского художника занимается этим искусством, — рассказала Марина Лошак. — В следующем году он завершает свою деятельность, меняет имя, обретая тем самым новую жизнь, и передает эстафету старшему сыну. Мое появление в Музее имени Пушкина очень похоже на традицию Раку. Первые месяцы в новой должности я жила с ощущением, что я — это Ирина Антонова (директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина с 1961 по 2013 год), и только спустя год поняла, что сменила это имя на нечто абстрактное».
По словам Марины Лошак, всеми любимый Музей изобразительных искусств имени Пушкина — аутентичное пространство, за 100 лет его существования в нем практически ничего не изменилось. Однако сегодня все музеи мира трансформируют свое отношение к жизни, они становятся другими ментально. Если раньше музей был, прежде всего, хранилищем картин, а произведение искусства было в нем главным действующим лицом, то за последние 15 лет музеи совершенно поменяли ориентиры — человек, пришедший в музей как посетитель или сотрудник, важнее любого произведения искусства.
— Одна из основных задач, которая сегодня стоит перед Музеем имени Пушкина, — заставить человека думать, осмысливать искусство, не просто смотреть, но и ощущать, — убеждена Марина Лошак. — Важно сделать так, чтобы человек взаимодействовал с искусством и чувствовал себя его соучастником. Сегодня все современные технологии нацелены на вовлечение человека — при помощи игры, неожиданных новых творческих приемов — в процесс осмысления и отказа от стереотипов. Наше умение думать — это, безусловно, путь к свободе, и я считаю, что это одна из важных миссий не только музея и культурного сообщества, но и мира в целом. Потому что только свободный человек может быть соучастником некоего культурного строительства.
Я выступаю за путь ошибок, ибо любая ошибка, совершенная нами, — большая удача. Только думающий и действующий человек совершает ошибки, и иногда эти ошибки, как и наши недостатки, становятся более сильной стороной, чем наши достоинства, и вдруг оказывается, что в них заключено главное обаяние случившегося
Попытаться совместить традицию, которая хорошо мотивирована и, может быть, правильна, с попыткой ее нарушить (не потому что хочется все разрушить, а потому что необходимо пробовать новое и идти вперед), по словам Марины Лошак, труднейшая, но необходимая задача.
— Мы очень нуждаемся в свободе для самих себя (музея как такового), — говорит Марина Лошак. — Потому что людям, работающим в нем десятилетиями, непривычно что-то менять. Однако я выступаю за путь ошибок, ибо любая ошибка, совершенная нами, — большая удача. Только думающий и действующий человек совершает ошибки, и иногда эти ошибки, как и наши недостатки, становятся более сильной стороной, чем наши достоинства, и вдруг оказывается, что в них заключено главное обаяние случившегося. Я часто думаю, каким должен быть директор музея. Одни говорят необходимо быть чиновником, другие утверждают — эффективным менеджером. И то и другое — не про меня. Я поняла, что директора, которые, на мой вкус, действуют наиболее успешно, прежде всего, артистические люди. Они, скорее, кураторы, чем музейщики. Потому что музей, как и любой другой проект, необходимо постоянно придумывать, создавать.
По словам Марины Лошак, Музей имени Пушкина уже в середине будущего года ждут большие перемены. 25 июня 2014 года заканчивается архитектурный конкурс на концепцию единого музейного городка (предположительно строительство займет 10 лет). Это должен быть именно городок, куда москвичи могли бы приходить на целый день и смотреть экспозиции, переходя из одного здания в другое. Площадь городка будет занимать 107 тысяч квадратных метров, на этой территории разместится 14 зданий музея: 11 будут полностью реконструированы и отреставрированы, а три — полностью новые площадки. Главное здание музея ждет комплексная реставрация и полное техническое обновление. В планах архитекторов расширить подземные этажи для большей пропускной способности. С учетом расширения территории появятся новые экспозиционные площади, которые позволят выставить множество экспонатов из запасников, впервые представить постоянную экспозицию нумизматики, а также создать новые тематические разделы, рассказывающие о Дальнем Востоке, странах Латинской Америки, Африки. В Белом зале, по-прежнему, будут проходить только самые важные для музея выставки.
Анастасия Чумак, новостная служба портала ВШЭ
Фото Михаила Дмитриева
Вам также может быть интересно:
«Эффективная практика по пересборке визуальных нарративов»: НИУ ВШЭ и Третьяковка исследовали инвалидность в искусстве
В Государственной Третьяковской галерее завершилась работа «Коллоквиума Disability Studies» –– серии образовательных встреч, посвященных обсуждению темы инвалидности и социальных отношений в произведениях искусства из собрания Третьяковки. Соавтором проекта выступил исследователь НИУ ВШЭ Никита Большаков. Темой финальной встречи стала «Справедливость».
«Художественный стиль – зеркало души»
В HSE ART GALLERY открылась персональная выставка профессора Школы дизайна ВШЭ, руководителя профиля «Дизайн среды» Александра Джикии. Новостная служба портала узнала у художника, как искать свой стиль и почему среду нужно оформлять профессионалам.
Вышка и Эрмитаж закрепляют сотрудничество
24 июля ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов и директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский официально подписали соглашение о сотрудничестве. Университет и музей будут работать над совместными проектами в области образования и заниматься научными исследованиями.
Искусство на торгах. Как устроен российский арт-рынок
Более 20 аукционных домов, около 100 значимых галерей, 9 крупных частных коллекционеров, свыше 20 тысяч профессиональных художников — все это отечественный арт-рынок, перспективный, но пока не вышедший из тени. Современные механизмы торговли произведениями живописи, графики, фотографии и скульптуры изучил Институт «Центр развития» НИУ ВШЭ. Наиболее интересные факты из доклада «Российский рынок предметов искусства-2018» — в материале IQ.HSE.
Шапка-невидимка
Наряду с шапкой Мономаха, у русских правителей были другие драгоценные венцы. В их числе — высокая, похожая на папскую тиару золотая корона с самоцветами, сделанная в Англии по заказу Ивана Грозного. В Смутное время она исчезла из Москвы, оказалась в Польше на голове короля Сигизмунда III, затем побывала в Берлине залогом за долги, а потом и вовсе пропала. Доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Александр Лаврентьев восстановил историю этой регалии.
В Вышке прошла открытая лекция художника Эрика Булатова
12 декабря в Вышке с открытой лекцией выступил Эрик Булатов, художник-авангардист, один из основателей соцарта. Декабрьские лекции Эрика Булатова, организованные Школой филологии НИУ ВШЭ, становятся традиционными — художник встретился со студентами, преподавателями и гостями университета уже второй раз.
«Все бизнес-идеи пусты, пока не попробуете их на деле»
Работа с прекрасным — это не только высокие материи, но и тонкий расчет, аналитика, менеджмент и даже психология. Искусство может быть бизнесом, и весьма интересным. В рубрике «Конструктор успеха» выпускница Вышки, основатель и совладелец арт-агентства Alma Arts Екатерина Пластинина рассказала, как стать знатоком аукционного дела, не промахнуться с покупкой картины и чем Дубай лучше Лондона.
Эрик Булатов: «Я просто живу в этом месте, в это время и обещаюсь не отворачиваться и не соврать»
О своей жизни и творчестве рассказал на встрече в Высшей школе экономики, организованной Школой филологии НИУ ВШЭ, художник Эрик Булатов.
Эрик Булатов в НИУ ВШЭ расскажет о жизни и творчестве
1 декабря 2015 года в Высшей школе экономики состоится открытая лекция одного из основателей соц-арта, художника Эрика Булатова «О картине и о себе». Организатор — Школа филологии НИУ ВШЭ.
Марина Лошак
директор Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина